Формирование экологической культуры старших дошкольников в совместной деятельности с родителями |
«Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А.С. Макаренко
Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо включать в воспитание с ранних лет. Дошкольное детство - начальный этап развития человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, то есть формируются первоосновы экологического мышления сознания, экологической культуры. Именно в этом периоде дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоционально - ценностный восторг о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Профессиональный стандарт «Педагог», диктует нам, что воспитатель должен реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы. Поэтому в своей работе организую такие виды деятельности: игровую, культурно – досуговую и т.д. Составляю сама сценарии, акции, разрабатываю авторские интерактивные игры по экологическому воспитанию.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) требует взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, родитель стал участником образовательной деятельности. Поэтому роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в этом институте дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются важные жизненные позиции.
Главная моя задача совместно с родителями создать условия для повышения знаний детей дошкольников к окружающему, овладение начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живёт, и применять данные знания и умения в различных видах деятельности.
Опыт работы с родителями по экологическому направлению показал, что родители стали не зрителями и наблюдателями, а активными участниками. Сами проявляют инициативу, играют роли, организуют для детей мероприятия.
Отсюда вывод - велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Сказка про Царя и Несмеяну. (Театрализованное представление силами родителей старшей группе)
Ведущая: Мы вам расскажем сказку, А, может, и не сказку, А, может, это правда, Но вам, друзья, решать! В одном царстве государстве Шёл такой вот разговор. Сказка про Царя и Несмеяну. Царь (Несмеяне) Отчего, скажи, опять ты не весела? Почему свою головушку повесила? Может, хочешь, обратиться к врачу? Несмеяна: Ничего я не хочу! Да, грызет меня кручина, И на это есть причина. Замечать я вот что стала: Что то птичек стало мало. Царь: Птичек мало! Вон, смотри Птичка раз… И два… И три… Несмеяна: Раз, два, три… Вы что, забыли, Птицы стаями здесь жили. А еще за то обидно – Бабочек совсем не видно. Рыбки, звери и цветочки… Ах, тоска! Стало меньше раза в два! Царь: Надо вправду убедиться, Что с природою творится. Я не буду ждать напрасно, Посмотрю-ка в книге Красной, (Берёт книгу.) Книга моя Красная, Красная – прекрасная. (Открывается страницу) Царь: Диназавры есть? Несмеяна: Уж нет. Царь: Мамонты? Несмеяна: Простыл и след! Царь: «Всё зверьё повыродилось!» Что с природою случилось? Все куда-то исчезают…” Меня все это угнетает! Ладно! Ладно! Не реви! Успокойся! Раз! Два! Три! Несмеяна: Как не плакать мне, отец? Близится всему конец! Посмотри на облака, Что плывут издалека… Посмотри, они, как в саже… Мне так больно! Страшно даже! (садится) Кто испачкал облака? А-а-а (снова рыдает) Царь: Ну, не знаю я пока! Всё узнаем, погоди! Может кто-то нам вредит? Вытри слёзы ты из глаз! Я сейчас издам указ: Созовём мы смелых, ловких, Чтоб разведать обстановку, Чтоб исправить всё в природе, В “экологии”. Так вроде?. (входит Иван-эколог) Добрый молодец, ты кто? Иван: Я Иван-Эколог! Царь: Кто-о-о? Иван: Я природу изучаю, Флору, фауну спасаю. Птиц, зверей, в лесу цветы, море, горы и кусты, Воздух, речку, поле, луг. Здесь сидеть мне не досуг. Хватит время нам терять – Природу нужно выручать! Мне помощники нужны! Кто со мною? Несмеяна: Я! Царь: Дочь, куда ты собралась? (с тревогой) Несмеяна: Отец, моя мечта сбылась! Природу я иду спасать! Только рюкзак мне нужно взять! (одевает рюкзак) Царь: И Я с вами! (Под музыку выходит Красная шапочка и напевает) Красная Шапочка: Как красиво на лужочке, Птицы, бабочки, цветочки. Здравствуй, белая ромашка, Здравствуй, розовая кашка. Здравствуй, синий василек. Иван: Красная Шапочка, здравствуй! (Красная Шапочка ест конфету и бросает фантик) Иван: Подбери, пожалуйста, обертку, здесь должно быть чисто. (Красная Шапочка не обращает внимания и идет дальше и громко поет, Иван подбирает фантик.) Царь: И не кричи, пожалуйста, здесь птицы выводят птенцов, не пугай их. Красная Шапочка: Как же вы мне надоели, ничего с вашими птичками не случится, а я петь хочу, у меня душа поет! Иван: Слушай, Шапочка, ты опять несешь бабушке пирожки в пакетах, они валяются, потом по всему лесу, где попало. Иван: Нельзя так вести себя в лесу, мы ведь здесь гости. Красная Шапочка: Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса? Иван: Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес – дом родной. Красная Шапочка: Научите меня, как вести себя в лесу? Ведущий: Сейчас мы расскажем Красной Шапочке правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, Банку закапаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) Красная Шапочка: Спасибо, я запомнила правила поведения в лесу. Можно с вами - лес спасать? Несмеяна: Конечно, вместе веселее будет. (идут под музыку) Иван: Впереди у нас болото… Несмеяна: Там сидит зелёный кто-то… Царь: Что это за Чудо-Юдо? И взялось оно откуда? (Смотрит в бинокль.) Это тётка воду мутит… Она природу, видно, губит. Кикимора: Я отправляла массу смс сообщений У нас сейчас ужасно положенье! Природа гибнет здесь и пропадает Болото наше высыхает Болото наше вы спасите Друзья, скорей нам помогите, Не могу сидеть здесь ждать. Можно с вами природу спасать? Иван: Помощи любой мы рады. (Гул завода) Несмеяна:Что это там у нас за шум? Иван: и что-то там гудит… Царь: Дым из-за гор какой валит, коптит как паровоз. (вглядываясь вдаль в сторону зрителей) Красная Шапочка : Повсюду запах гари здесь… Умирает, гибнет лес. Мне страшно! Что там за горой! Царь: Ты не бойся, мы с тобой… Иван: Ну-ка все вместе, ну-ка все дружно: Скажем вместе громко мы: Все: спасти природу нужно! Кикимора: Вот злодей! (показывает на завод) Несмеяна: Виновник вот! Иван: Да, друзья, это завод… Царь: Из трубы валит дым чёрный… Кикимора: Потому лес закопчённый. Облака и небо даже Все черны, как будто в саже… Иван: Время нам терять нельзя! Мы лесу верные друзья! Дальше мы пойдём вдвоём. Причину бед всех там найдём. Несмеяна: Мы же здесь вас подождём. Всё в округе приберём (убирают мусор) Игра «Собери мусор» (пластмасса, железо, бумага – всё отдельно) Кикимора: Смотрите, дым пропал куда-то… (Из-за кулис появляются Иван и Царь) Царь: А вот и мы! Вы без нас здесь не скучали? Красная Шапочка: Мы здесь мусор собирали! Несмеяна: Теперь красиво тут и чисто… Иван: Столько лет завод вот здесь стоял, Всё в округе сильно загрязнял. Там компьютер главный уж сломался. А наш Царь никак не растерялся: компьютер починил, Притом, программу изменил. Больше не дымит завод, Он очищает воздух! Вот! Царь: А наш Иван без промедленья Сразу в очистных сооруженьях Что то, где то заменил Неполадки устранил. Несмеяна: Значит, всё теперь в порядке? Царь: Все страданья позади. Я издам такой указ, Чтобы каждый день и час Люди всей большой земли Мать-природу берегли Все вместе: Надо всем беречь природу! Коль беречь ее не будем, Сами мы себя загубим! Ведущая: Сказка ложь, да в ней намек - Добрым молодцам урок! .............................................................................................................
Вера Александровна Хозяшева воспитатель МБДОУ «Детский сад №22 «Березка» г.Кудымкара |