Войти

Статистика сайта

Учебник пример

Этнокультурные практики воспитания в современной образовательной среде

МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара

Воспитатель: Апанасевич Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория

 

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей  в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

 

Воспитание любви к своей малой Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста. В настоящее время наши дети не знают прошлого своего родного края, города, не всегда замечают красоту окружающей природы. Поэтому необходимо воспитывать у детей заинтересованность событиям,  происходящим  в окружающей их жизни, интерес культуре, к истории родного края, языка.

 

Наш народ, отдавая дань моде, обращается к приёмам воспитания, заимствованным в западных странах, забывая, что традиционное воспитание даёт возможность вырастить настоящего Человека,  знающего свою национальную культуру. А у коми-пермяков играли главную роль традиции, игры, обряды, пословицы, приметы. Этому они придавали  огромное значение, с этим они жили, с этим трудились.

 

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

 

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

 

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.

 

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

 

К главным компонентам формирования этнокультурной компетентности относятся:

- целостное  развитие личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

- воспитание и уважение к культуре межнационального общения, толерантности, умение взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

 

Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.

 

В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка с взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.

 

Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных коми-пермяцких обычаях, о её народной культуре, страдают нравственные устои!

 

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.

 

Цель такого взаимодействия -  вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

 

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

 

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт коми-пермяцкого народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа.

 

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, коми-пермяцкие народные потешки, пестушки, песенки на коми языке, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки»«Потягуни потягушечки»«Кашку варили».

 

Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У коми-пермяков: «Без труда и зайца не поймаешь»«Меньше говори – больше делай», у русских - «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»«Делу время – потехе час».

 

В младшем дошкольном возрасте идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

 

В детском саду традиционно проводятся  праздники коми-пермяков: Колядки, Масленица Рождество, Пасха и другие. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а прочувствовать его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Коми-пермяцкая изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов коми-пермяков, предметы домашнего обихода. Дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке коми слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Коми - пермяцкой избе» дети начинают познавать историю своего народа.

 

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

 

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

 

Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.

 

Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально - исторического опыта народа и являются оптимальными.

Дети, их жизнь и творчество - это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения.

 

Список литературы

1. Ельцова О.М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: метод. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Автор составитель О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. М.: ТЦ Сфера. 2019. 112 с.

2. Кудымкар: история в картинках под ред. Л. Войлоковой. Пермь: ИП Арапова Е.А. 2018.24 с.

3. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю мое отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. М.: ТЦ Сфера. 2019. 112 с.

4. «Быдӧс тӧдам, быдӧс кужам» Альбом для творчества детей старшего дошкольного возраста. Пермь: ООО «Сервис миграция»

 

 

 
Главная Развивающая предметно-пространственная среда Этнокультурные практики воспитания в современной образовательной среде
free pokerfree poker

Опрос

Определите Ваши потребности в повышении квалификации
 

Сейчас на сайте

Сейчас 19 гостей онлайн

Онлайн курсы

2024 год

ссылки вконтакте

 

 

Коми-пермяцкӧй кыв