Мастер-класс «Этнокультурное образование дошкольников в процессе совместной игровой деятельности» |
Вилесова Марина Васильевна, инструктор по физической культуре, Дерябина Маргарита Ивановна, воспитатель, Тютюных Мария Геннадьевна, логопед, МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г. Кудымкара Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации игровой деятельности этнокультурного содержания. Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность. 2. Укреплять субъективную позицию педагогов. 3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
1. Теоретическая часть. Приобщать детей к этнокультуре можно разными средствами: сказками, народным фольклором, играми. Именно игровые технологии занимают одно из ведущих мест в организации воспитательного процесса.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. В процессе совместной игровой деятельности ребёнок приобретает такие качества как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права. Значение игровой деятельности в том, что она при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Виды игр очень разнообразны. Их можно разделить на 2 группы:
- сюжетно-ролевые - режиссёрские, - строительные - театрализованные 2. Игры с правилами: - дидактические - подвижные - интеллектуальные - компьютерные - народные - игры-забавы Игровые технологии, ориентированные на этнокультурное воспитание, предполагают комплекс игр, объединенных одной сюжетной линией, одной темой. Это могут быть сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному краю», «Встречаем гостей»), дидактические («Что к чему?», «Что лишнее?», «Подбери орнамент к костюму»), подвижные народные игры «Кушак», «Нинкöм» и др. Их комплексное применение обеспечивает не только процесс формирования первичных представлений о культуре коми-пермяков, но и способствует развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение). 2. Практическая часть. Сейчас мы Вам предлагаем поиграть в некоторые игры. - Дидактические игры. Дидактические игры разрабатываются от простого к сложному, начиная с ближнего окружения, а ближайшее окружение – это семья. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Чтобы помочь ребенку понимать, что родственники – это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики - его мудрость. У нас возникла идея создания дидактической игры-бродилки «Я и вся моя семья». Настольные игры ходилки-бродилки - это один из видов дидактических игр. Название жанра уже говорит само за себя и настраивает воспитанников на спокойное прохождение, вдумчивое исследование чего-то интересного, познавательного и неспешное выполнение заданий. Познавательно – развивающая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: изготовление настольной игры своими руками поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании Задачи: Обогащать знания детей о семье Совершенствовать умение называть членов семьи на русском и коми-пермяцком языках Расширить знания детей об обязанностях членов семьи, профессиях родителей, о составе семьи. Развивать внимание, память, логическое мышление Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи Воспитывать уважение к товарищам по игре, умение соблюдать правила и подчиняться им. 1. Вступление. Мы предлагаем вам сегодня создать настольную игру ходилку-бродилку, которая будет интересна вам и вашим воспитанникам. Наша игра называется «Я и моя семья». Объяснение, показ Нам понадобится:
На приготовленное игровое поле выкладываем и приклеиваем сюжетные картинки (1 экземпляр) в любой последовательности. Затем цветными кругами выкладываем путь прохождения игры. На каждую картинку должен быть приклеен кружок красного цвета, а другие цвета в любой последовательности. Обозначаем старт и финиш на игровом поле. Задания для игры приклеиваем на сюжетные картинки (на 2 экземпляр). Игра готова! Перед игрой нужно обговорить правила. 1. Победителем станет тот, кто быстрее остальных участников доберется до финиша, выполнив все задания. 2. Одновременно в игре могут принимать участие до четырех человек. 3. Игроки ходят по очереди. 4.Игроки бросают кубик и переставляют свою фишку вперед на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. 5. Если фишка остановилась на круге желтого цвета – игрок пропускает ход. 6. Если фишка остановилась на круге красного цвета, то игрок выполняет задание, которое находится на сюжетной картинке. 7. Если фишка остановилась на круге зеленого цвета – игрок двигается на два шага вперед. - Подвижные игры. С помощью народных подвижных игр мы стимулируем познавательный интерес к культурному наследию своего народа, воспитываем уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений, приобщаем наших детей к их истокам. Коми-пермяцкая игра «Нинкöм» («Лапоть») На лапте шерстяной шнур (для подвязывания к ноге). Дети встают в круг. Водящий по кругу крутит лапоть на шнуре, задача играющих – подскакивать, чтобы их на задел лапоть. Кого задели – садится. Коми-пермяцкая игра «Сиг сёйны» («Сиг есть») К колышку закрепляется верёвка длиной 1,5-2 м. Играющие кладут «сиг» - рыбу (лапти) к основанию колышка. Образуется куча с «сигом» - рыбой сигового посола. Ведущий, карауля «сиг», одной рукой держится за конец верёвки и отгоняет играющих от «сига», а играющие стараются вытащить из кучи «сиговину». Кого ведущий задел верёвкой – тот проиграл. Кто больше сига стащит – тот и победил. 3. Заключительная часть Уважаемые коллеги! Давайте подведём итоги нашего мастер-класса. Вам необходимо выбрать понравившуюся фразу и продолжить её: - Игры этнокультурного содержания дают возможность… - Игры этнокультурного содержания обеспечивают… - Игры этнокультурного содержания помогают детям… - Игры этнокультурного содержания помогают педагогам… |