Парма – наш любимый край |
Ташкинова Л.Н. проект «Парма – наш любимый край» (Акция «С Днем коми-пермяцкого языка» Посвящена к 10-летию со дня образования Коми-пермяцкого округа) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Парма – наш любимый край» Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры коми - пермяцкого округа, поможет сформировать уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя пермяком. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение, развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Задачи проекта: Образовательные: - Формирование этнокультурной компетентности педагогов и родителей в процессе проектной деятельности; -Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей; - Вызвать эмоционально ценностного отношения, интереса к своим истокам. Воспитательные: - Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа. Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Физическое» Руководитель проекта. Ташкинова Любовь Николаевна Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочный. Сроки реализации проекта. С16 февраля по 26 февраля 2015 г. Противоречия. Многие родители не заинтересованы, что они русские и ничего не хотят знать о коми-пермяцком языке, о национальности. Не задумываются о том, что они живут на земле коми-пермяцком округа – это их малая родина. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Методы проекта:
Этапы реализации проектной деятельности 1-й: подготовительный 1. Определение уровня знаний детей по теме проекта; 2. Подбор и изучение литературы; 3. Составить перспективный план мероприятий; 4. Создание презентаций; 5. Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал; 6. Выставка детских книжек на коми-пермяцком языке; 7. Составление сценариев праздника на темы;
2-й: основной - Цикл познавательных занятий, беседы. - Просмотр презентаций «Приобщение к народным истокам» «Кто, что дает», «Дары леса», «Прошлое и настоящее» - Заучивание потешек, чтение сказок авторов коми-пермяцких писателей. - Рассматривание иллюстрации. - Разучивание народных игр. - Выезд в музей г. Кудымкар. - Проведение развлечений «В гостях у коми сказок», «Посиделки у печки» - Посещение зоопарка в Чигирно «Животные наших лесов»
Совместная деятельность с педагогами ДОУ 1. Конкурс между педагогами ДОУ «Дидактическая игра по народному творчеству» 2. Игровая викторина для педагогов ДОУ по коми-пермяцким народным сказкам. 3. Оформление уголков «Парма – наш любимый край» Совместная деятельность с родителями 1. Организация выставки самодельных кукол «Акань» 2. Участие родителей в сказке «Колобок» на основе коми-пермяцких потешек, стишков. 4. Консультация для родителей «Моя малая Родина - Парма» 5. Индивидуальные консультации, беседы. 6. Совместная экскурсия - родители и дети в районный музей. 3-й этап: заключительный. - Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по вопросам приобщения детей к национальной культуре; - Изготовление картотек: «Старинные коми-пермяцкие игры» - Картотека «Потешки писателей коми-пермяков» - Оформление коми-пермяцкой избы» - Дидактическое пособие, книжка-раскладушка «Элементы росписи коми- пермяцкого орнамента» - Создание дидактических настольных игр: «Найди предмет с таким же узором», «Украшение коми-пермяцкой национальной одежды», «Прошлое и настоящее», «Найди матрешку коми-пермяцким орнаментом», «Достопримечательности Кудымкара» Достигнутые результаты:
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, коми-пермяцкую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Я считаю, данный проект возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, так как не требует значительных материальных затрат, сведения доступны и интересны детям. Обеспечение проектной деятельности: Методическое:
Реализация проекта
Приложение к проекту. Диагностика знаний детей о малой Родине (старшая группа) 1. Как называется наше село? (Юрла) 2. Назови свой домашний адрес? 3. Найди герб села Юрлы среди других гербов. 4. Что изображено на гербе нашего села? (Значение символики герба. Красное поле символизирует прошлое района. Синее поле символизирует будущее, успех, благополучие. Значение символики флага. Солнце является символом возрождения, счастья, мира и богатства. Почему лучи – 12? Это бывшие сельские Советы.) 5. Назови достопримечательности нашего села и расскажи о них. 6. Назови столицу нашего округа? 7. Найди герб г. Кудымкара? 8. Какие достопримечательности знаешь г. Кудымкара? 9. Ты был когда-нибудь в музее? 10. Найди на картинке, какая в избе была мебель в далеком прошлом? 11. Из чего люди делали посуду? 12. Что это? Ребенку предлагается назвать предметы быта (туесок, прялка, лампа, лапти, ухват, лавки, полати и т. д.) 13. Как часто ты слышишь речь на коми-пермяцком языке? 14. Твои родители знают коми – пермяцкий язык? 15. Как часто вы ездите в г. Кудымкар? 16. Какие коми-пермяцкие сказки ты знаешь? 17. Кто был первым богатырем коми-пермяцкого округа? Пера, по версиям сын Кудым - Оша. 18. Чем отличается г. Кудымкар от Юрлы? 19. Найди орнамент коми-пермяцкой росписью. 20. Какой самый сильный зверь в наших лесах? Медведь. 21. Самый большой? Лось.
3 балла - дает полный развернутый ответ. 2 балла – неполный ответ. 0 баллов – затрудняется ответить. Высокий уровень – 24 балла Средний уровень - 12 баллов Низкий уровень - ниже 12 баллов Приложение
Приложение. Развлечение «В гостях у коми-пермяцких сказок» Развлечение проводится совместно для второй мл. гр., средних и для старшей группы.
Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла Цель. Расширить представления о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа, порадовать детей играми и спытывать чувство веселья, радости. Задачи: Развивать: - детскую активность через русские народные подвижные игры. Формировать: - чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Воспитывать: - уважительное отношение к наследию своего народа. Действующие лица. Ведущая, Пера-богатырь, Вэрса, Суседко. Все роли исполняют педагоги детского сада. Оборудование. Маска медведя, маска воробья, картинки с персонажами сказок, записи; пение птиц и народная плясовая, веточка сосны и вербы, лапти несколько пар, палка. Ход развлечения. Вед. Сегодня к нам в гости придут герои из коми-пермяцких сказок. Но чтобы они к нам пришли мы вспомним коми-пермяцкие потешки и заклички. Дети из всех групп читают потешки. Вы знаете, что коми-пермяцких сказках часто говорится о чудесных превращениях. Сейчас я взмахну палочкой, и один из вас станет медведем, а вы будете собирать ягоды. Проводится коми-игра «Оша-миша» Выбранный медведь надевает маску, накидывает на голову одело и садится в центре круга, образованного детьми. Дети идут по кругу, и дразнят медведя. Оша-миша косолапый, Твою чернику собираем, Твою бруснику выбираем. Хорошие ягоды себе берем, Плохие ягоды тебе оставляем. Медведь встает и ловит разбегающихся детей, кого поймает, тот выбывает из игры. Шапочку-маску надевает другой ребенок, игра продолжается. Вед. Волшебная палочка подсказывает, что вы слушали коми-сказки. Сейчас я буду показывать картинки, а вы называйте героев коми-сказок. Черный кот, Баба-яга, Пера, медведь, Вед. Молодцы! Звучит пение птиц, шум ручья, входит Пера-богатырь. Пера. Здравствуйте дети! Дети здороваются с богатырем. Вы знаете кто я? Дети. Ты Пера-богатырь! Пера. Вы помните, с кем я сражался в сказке? Дети. С лешим Версой. По коми – Ворись. Пера. Вы его случайно не видели? Давайте его найдем. Богатырь и дети находят его в спальне. Пера. Так и знал, что ты следить будешь и найдешь меня по моим следам. Вэрса. Пера, все говорят, что ты самый умный, сильный. А меня сможешь победить? Пера. Смогу, а дети мне помогут. Вэрса. Сначала отгадайте загадки. Дети вместе с Перой отгадывают. - Всегда во рту, а не проглотишь? Язык, а по коми - кыв. - Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут? Ноги, а по коми - кок. - Две куколки на кровельке сидят? Уши, а по коми – пэль. Вэрса. Вот какие умные, а теперь померимся силой. Вот палка, давай ухватимся посередине и посмотрим, кто перетянет. Персонажи соревнуются, перетягивает Пера. Вэрса. Да, Пера, ты меня победил, а теперь я хочу померяться силой мальчиками. В состязании побеждают мальчики. Вэрса. И мальчики оказались сильнее меня. Пера. Леший, а ты хотя бы знаешь, какие звери живут в твоем лесу? Вэрса. Я не знаю. Я их только обижаю. Пера. А вы дети знаете, какие звери обитают в нашем коми крае? Дети называют животных. Пера. Опять ты Леший проиграл! Уходи в свой лес и больше не появляйся! Вэрса уходит. Пера. Дети, хотите поиграть? Проводится коми-игра: «Воробей» Выбирается воробей, он надевает маску и встает в центр круга, образованного детьми. Дети идут по кругу и говорят слова, сначала на русском, затем на коми языке. Воробей, воробей, не зевай – Кто сказал «мяу», отвечай! Воспитатель указывает на ребенка, кто должен сказать «мяу», изменив голос. Если воробей угадывает голос, то меняется местами ролью с говорящим. Пера. Спасибо вам дети. Вы немного уже узнали о коми сказках, я рад. Мне пора идти охранять лес от Вэрсы и недобрых людей. До свидания! Заходит Домовой (Суседко.) про себя бранится, ругается. Суседко. У меня тут не побалуешь. Я в наш детский сад нечисть не пускаю. Зачем нам беспорядок да раздор. Вед. Здравствуйте Домовой, добро пожаловать. Суседко. Добрый день. (Бур лун.) Неужто, тут был леший – Вэрса? Вед. Был тут Вэрса, ушел с позором. Суседко. Бывает, заблудишься в лесу и все к одному месту выходишь. Это проделки лесного хозяина – лешего Вэрсы. Против злого шутника есть верное средство. Если ты заблудился - присядь на пенек, выверни наизнанку одежду, левый ботинок натяни на правую ногу, а правый на левую, леший оставит тебя тогда в покое. И еще идя в лес, не забудь взять ломтик хлеба – угощение для лесного хозяина. Тогда наберешь полные корзинки ягод, грибов. А я вот решил, вас проверить, веточками вербы отхлестать. Вед. Что вы такое говорите! У нас детей бить нельзя. Суседко. Много вы понимаете. Весенняя верба испокон веков считается целебной, поэтому цветущей веточкой объязательно надо коснуться всех, особенно детей. При этом нужно приговаривать Верба хлест, верба хлест. Верба хлест, бъет до слез, Верба бела, бъет за дело! Вед. Суседко, а где же у тебя второй лапоть? И, правда, так торопился, что лапоть потерял. Ну–ка, помогите найти. Дети ищут. А как называется лапоть на коми-пермяцком языке? Нинком. Дети находят лапоть. Суседко. Коми пермяки очень любили играть лаптями, и мы сейчас поиграем. Игра: «Перепрыгни» Игра для старшей группы. Лапоть на длинной веревке крутят по кругу, дети должны успевать перепрыгивать. А теперь покажите мне, как коми-пермяки плясать умели. Игра-пляска: «Лапоть» Игра для средней группы. Организуем большой круг, а в центре нашего круга будут лапти. Из сундука домовой вываливает лапти. Под музыку танцуете, только музыка прекращается, вы должны успеть схватить лапоть, кому не достанется, тот выходит из игры. Суседко. Чего расшумелись? С вами что случилось? Бороды и усы у вас отросли, волосы дыбом встали и уши оттопырились. Гляньте в зеркало, на кого вы похожи. Дети проверяют уши, ощупывают лицо. Ох-хо-хо, насмешили, поверили моей небылице! Вед. Шутник вы Суседко, лучше еще расскажите, как в старину играли. Суседко ударяет лаптями о пол и считает до пяти. 1,2,3,4,5! Буду лаптем малышек догонять! Бегает за малышами, задевает лаптем. Затем падает, показывает, что больше не может догонять. Суседко. Веселые вы ребята, озорные, мне бы ваши года! Порезвился я с вами, пора и честь знать да за дело браться. А в подарок оставляю сосновые веточки. В старину было принято носить в дом сосновые ветки: они очищают воздух и дают здоровье всей семье. Кланяется и уходит. Вед. Спасибо, мы поставим веточку в вазу, пусть в группе лесом пахнет. Сюрпризный момент. Вед. Ребята, а кто же тут оставил пестерь? (Короб.) Я же говорила, что чудеса случаются в коми-сказках! Пусть для нас это будет загадкой. А давайте заглянем, что внутри. Ведущая достает блюдо с гостинцами. Гостинцы не простые, вареная, подсушенная морковь с сахаром! (По коми - паренки.) Так в старину готовили вкусное угощение для детишек. Угощают детей, нахваливают угощение.
Приложение к проекту. Досуг в старшей группе «Посиделки у печки»Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла
Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей старшей группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к культуре родного края.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание потешек, стихов. Отгадывание загадок, чтение коми-пермяцких сказок, разучивание потешек, песенок рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов. - «Познавательное развитие». - «Речевое развитие». - «Художественно-эстетическое развитие». - «Социально-коммуникативное развитие». - «Физическое развитие». Ход мероприятия. Звучит коми-п. наигрыш «Ленок», дети входят в группу в центре «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в народном сарафане встречает гостей (детей). Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, играли в народные игры. Такие вечера называли посиделками. Дорогие наши гости я приглашаю вас на посиделки, прошу вас осмотреть мою избу. Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках» Дети рассматривают избу и находят предметы. Полотенце – отмечают, что оно вышито. Лапти, корзины - плетенные. Половики – тканные. Каравай - испечен в печи. Игрушки – деревянные. Ложки – сделаны из дерева. Хозяйка предлагает полюбоваться этими предметами. Воспитатель. Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки, потешки и стишки коми-пермяцких писателей. Порадуйте меня. Дети читают шутки-прибаутки: Отговорки улитки. (Коми-пермяцкая народные потешки.) - Улитка, улитка, - Высунь рожки-ушки! - У меня их нету. - Куда подевала? - Курочка склевала. - Для чего они ей? - Яичко растить. - Для чего яичко? - Кашу сварить. - Для чего кашу? - Тебя накормить. - Для чего кормить? - Чтобы вырос скорей.
Я да ты. Я – Ерошка, Ты – Ерошка! Я в лаптях, а ты в сапожках! Погулять выходим разом: Я с гармонью, ты с приплясом. Мне за музыку – пятак! Ну, а ты – хорош и так!
Чив - чив, воробей Чив - чив, воробей, Сбегай грядки полей! - Нет папенька, нет маменька! Чив - чив воробей, В крыше дырку забей! - Нет папенька, нет маменька! Чив - чив, воробей, Самовар подогрей! - Нет папенька, нет маменька! Чив - чив, воробей, Сядь за стол поскорей! - Мигом папенька, Сел я маменька!
Сорока-белобока, Ты, сорока-белобока, Зря не прыгай, не летай, Строить домик помогай! Волк бревна кладет, Мышка мох подает, Заяц печку слепил, Дятел дров нарубил, Белка спичку нашла, Огонек зажгла. А тетеря-то с корзиной Побежала за малиной. Как вернется будет пир На весь бор и на весь мир! Вот так-то сорока!
Меленка Меленка, меленка, Скорее помоги: У нас в лукошко пусто! Дай в него муки! И напечет нам бабушка Сразу пирогов, Масляных оладушек, Теплых крендельков!
Заюшка Ох, ты заюшка! Попрыгаюшка! В саже тонкое ушко, В муке белое брюшко. Чавылек, чивилек, Где ты бегал весь денек! Воспитатель. Молодцы ребята, много потешек знаете.
Чтение потешки «Бородушка-борода» парой с воспитателем. Бородушка-борода, Ты откуда и куда? - На базаре побывал, Там бородку продавал! А зачем продавал? - Чтоб точило купить. А зачем тебе точило? - Чтоб косу наточить. - Сено думаю косить. А зачем косить? - Корову пеструю кормить. А почто тебе корова? - Молочка надою. А куда молоко-то? - Ребятишек напою. А зачем ребятишки? - В доме пол подмести. А зачем его мести? - Чтобы в пляс пойти. Почему же в пляс? - Так гармошка у нас! Дед играет на гармошке, все выходят плясать под музыку «Ленок» Воспитатель. Есть у меня игра для вас Поиграем мы сейчас! Игра: «Бородушка-борода» Дети: Вот попался к нам в кружок, Здесь и оставайся. Не уйти тебе дружок, Как не вырывайся! Здравствуй дед Тимофей! Не смотри ты на детей, не качай головой, Не тряси бородой. Ты не топай ножкой, постой на дорожке. Да послушай, что мы скажем Посмотри, что мы покажем! Дед. Где вы детки были? Во сыром борочке! Дед. Что вы там делали? Посидели на кочке, постояли на пенечке, Голову чесали, да от тебя убегали! Дед ловит детишек. Убегает. Воспитатель. Ребята, вы знаете, почему главное место в избе занимает печь? Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте? В горячее место. Попало – Не пропало, Румяной булкой стало. (Печка)
- Огонь горит,
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник) Под народную музыку заходит Домовенок Кузя. Подготовленный ребенок из этой группы. Кузя. Да, я, Кузя Домовенок, Домовенок Кузя я! Играет на ложках поет частушки. А сейчас посмотрим! Открываем……. Сюрприз 1! Достаёт из туеска свисток, предлагает детям поздороваться. Ну, девчушки-хохотушки, мальчишки-топтышки, поздороваемся. Я буду свистеть, а вы кланяться! Здороваются. Сюрприз 2! Вываливает из туеска веревки разного цвета. Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем их собрать. Игра «Бег парой в лаптях» Домовенок. Очень весело играли, И нисколько не устали! Я ребят благодарю, Всем спасибо говорю! Ну, а мне за печь пора, До свидания детвора! Садится за печку. Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что самое главное в деревенской избе - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, пекли пироги, спали на печке. А для вас гости мои дорогие есть угощенье, которое испекла наша печь. «Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим!» Дети угощаются теплым караваем. Звучит коми-пермяцкая мелодия.
Приложение к проекту. Игровая викторина для педагогов ДОУ «Путешествие по коми-пермяцким народным сказкам» Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла
Цель: приобщение педагогов в ДОУ к художественной литературе и фольклору коми-пермяцкого народа. Задачи:
в процессе ознакомления детей с коми-пермяцкой художественной литературой, фольклором;
Оборудование и материалы: маски и атрибуты для инсценировки, аудио запись коми-пермяцкими наигрышами; разрезные картинки двух сказок по выбору воспитателя, картинки героев сказок, фишки, туесок, сундук.
Ход мероприятия. Ведущий. У сказки чистая душа, Сегодня мы с вами уважаемые педагоги совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Во горохе, в огородце Кукарекают стручки! Кто сейчас не засмеется, Тот и выйдет в дурачки! (Сестричка и братец.)
7. Почему Легостай старался ловить только черных тараканов из сказки «Легостай»? (Он знал по слухам, встречаются волшебные тараканы.) 2. «Сказочные заморочки» Предлагаю, участникам команд вытянуть из туеска бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова - это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание — отвечает на вопрос, кто вытянет бочонок с фигурками животных – значит, те игроки берут маски. - Из какой сказки эта картина? Показ картины. («Как заяц Епу-охотника проучил») - В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Игрок получает в конверте разрезанную картинку к сказке, вскрывает конверт и составляет картинку из 10 фрагментов. - Все, кому попались бочонки с фигурками зверюшек, показывают сказку. «Сказка» Физкультурная минутка Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Ответы на мои вопросы находятся в сундучке. Кто правильно ответит, получает бал. - С помощью этого предмета можно смастерить лапти. - С помощью этого предмета Ягиня поймала мальчика Вершка. (Сетка.) - Какой подарок получила девочка в сказке «Дверь на лугу»? (Пестерек. Моток пряжи лежит, только пряжа не простая, а золотая.) - Что на что менял старик из сказки «Где был да что видел»? - Хрустальные сапожки на коня. - Коня на корову. - Корову за овечку отдал. - Овечку на рябую курочку. - Отдал курочку за железное острое шило. - Шило в ершика метнул да промазал. Ведущий достает мелкие детские игрушки. - Что молола Яга меленкой в избушке-развалюшке? (Горох.) - Вот, говорит медведица, кто перепрыгнет эту… , тот домой пойдет, а кто не перепрыгнет, тот у меня в няньках останется. (Елка.) - Ускакал заяц и все свое богатство унес. Какое богатство унес заяц? - Продам шкурку зайца – куплю козленка. - Козленок родит – двух козлят. - Молоко буду продавать, куплю поросенка. - Поросят продам – куплю телку. - Телка вырастет – будет коровой. - Корова отелится – бычок вырастет. - Откормлю бычка - на лошадку променяю. Ведущий достает мелкие детские игрушки. Подведение итогов. Литература. Книжка «Сто серебряных коней» Коми-пермяцкие народные сказки, песенки, байки, потешки. Перевод В. Климов.
|