Коми-пермяцкая кухня |
Седегова Марина Леонидовна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Березка»
Проект «Коми-пермяцкая кухня» г. Кудымкар
Тип проекта: - информационный (практико-ориентированный) - долгосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Седегова М.Л., родители. Возраст детей: 5-6 лет Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017г. Актуальность У каждого народа имеются свои особенности национальной кухни. Они зависят от географического положения, образа жизни, религии и даже от войн. Коми-пермяки - самый древний народ на территории Пермского края. С давних времен наш народ занимался охотой и рыболовством, пашенным земледелием и животноводством, собирательством. Все это отражалось на особенности национальной кухни.
Наша национальная кухня значительно обогатилась благодаря совместному проживанию коми-пермяков с другими народами. В последние десятилетия имеется огромное количество различной информации о национальных кухнях других народов, все это используется при приготовлении блюд, но самобытная кухня служит основой сегодняшней пищи коми-пермяков. Сохраняя традиции народа, в последние годы большое внимание уделяется культурному наследию коми-пермяков, в том числе и коми-пермяцкой кухне. Коми-пермяцкие блюда известны далеко за пределами округа. Мы должны трепетно относиться к прошлому народа, пропагандировать национальную кухню, убеждать мир (общество) в том, что у коми-пермяков – свои обряды, обычаи и своя уникальная культура. Особенностью данного проекта является вовлечение всего дошкольного коллектива в его реализацию через организацию деятельности дошкольного сообщества. Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о национальных традициях, культуре и кулинарных традициях коми-пермяцкого народа. Цель: воспитание патриотизма у детей через пропаганду здорового питания и знакомство с культурой и кулинарными традициями коми-пермяцкого народа. Задачи: 1. Способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей. 2. Познакомить детей с историей, особенностями и традициями коми-пермяцкой кухни, с кулинарными рецептами национальной кухни. 3. Показать уникальность и разнообразие национальной кухни. 4. Привлекать родителей для оказания помощи в приготовлении национальных блюд. Предполагаемый результат: - Приобщение к здоровому образу жизни и представление о здоровом питании. - Расширение кругозора об особенностях, традициях коми-пермяцкой кухни, о многообразии блюд национальной кухни. - Заинтересованность детей и родителей в приготовлении национальных блюд. Итоговый продукт - выпуск буклета «Коми-пермяцкая кухня» совместно с детьми и родителями. План-график реализации проекта
Механизмы реализации проекта. При проведении теоретических и практических занятий с детьми будут применяться следующие методы: рассказы, беседы, встречи с интересными людьми, групповые практические работы, экскурсии. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседы, практические работы, дегустация блюд.
Тематический план
Содержание программы 1 занятие. Беседа о коми-пермяцкой кухне, особенностях приготовления блюд, особенностях национальной коми-пермяцкой кухни, видах посуды, характере огня влияющего на формирование вкуса блюда. Использование местного сырья для приготовления пищи: инструменты, приспособления, оборудование кухни. Анкетирование «Что я знаю о коми-пермяцкой кухне?» 2 занятие. Хлеб и хлебные изделия. Хлеб – главный продукт питания. Значение, технология приготовления, условия хранения. Знакомство с видами хлебо-булочных изделий. Сервировка стола. Дегустация. 3 занятие. Закуски, салаты. Значение, технология приготовления, условия хранения. Формы нарезки овощей. Холодные блюда из местного сырья: редька с морковью и сыром, закуска с грибами, салат витаминный. Дегустация. 4 занятие. Холодные и горячие жидкие блюда. Тепловая кулинарная обработка продуктов. Значение, технология приготовления. Жидкие блюда – особенности традиций коми-пермяцкой кухни. Блюда: борщ холодный, грибовница, редька с квасом, уральские щи. Сервировка стола к обеду Дегустация. 5 занятие. Вторые блюда коми-пермяцкой кухни. Национальные блюда: пельмени, колбаса домашняя, пистиковая каша. Значение, технология приготовления, условия хранения. Ознакомление с видами пельменей из разных начинок. Сервировка стола к ужину. Дегустация. 6 занятие. Сладкая еда и стряпня. Значение, технология приготовления, условия хранения Коми-пермяцкий десерт: парёнки, лесные дары, сладкая еда: изборник, манник домашний, ягоды с молоком. Сервировка праздничного стола. Дегустация. Чаепитие. 7 занятие. Напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения Национальные напитки: ырöш, сур, ягодные и травяные напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения. Дегустация напитков: клюквенный напиток, чай из душицы, чай из шиповника, квас и т.д. Дегустация. 8 занятие. Экскурсия в кафе «Блюз», пекарню или к бабушке в гости. Знакомство с профессиями повара, кондитера, пекаря, официанта. Знакомство с разными блюдами, рецептами. 9 занятие. Оформление буклета «Коми-пермяцкая кухня». Распространение буклетов. Мероприятия по реализации проекта: В ходе реализации проекта будут интегрироваться все образовательные области. В работе с детьми: Образовательная область «Коммуникация»: Развитие речи: • Составление рассказов по теме «Профессия повара» Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение • «Труд человека» Цель: познакомить детей с разнообразием профессий, связанных с питанием; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление. «Хлеб – всему голова» Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Чтение художественной литературы: Тема «Хлеб» М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Ю. Круторогов «дождь из семян». Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»). М. Глинская «Хлеб» Укр.н.с. «Колосок». Я. Тайц «Все здесь». Тема: Овощи, фрукты Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка» А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…» М. Исаковский «Вишня» Ю. Тувим «Овощи» Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки». Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». Тема: Грибы, ягоды Е. Трутнева «Грибы» В. Катаев «Грибы» А. Прокофьев «Боровик» Я. Тайц «Про ягоды». Тема: Продукты питания. И. Токмакова «Каша» З. Александрова «Вкусная каша». Э. Мошковская «Маша и каша» М. Пляцковский «Кому что нравится». В. Осеева «Печенье». Р.н.с. «Горшочек каши». Образовательная область «Познание»: Конструктивная деятельность: • «Юные кулинары» Цель: поупражнять детей в работе со строительными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом (н-р: создание кухни). Формирование целостной картины мира: • Мастер – класс «Наши пироги для мам» Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь. • Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Формирование элементарных математических представлений: • «Решение задач геометрического содержания» Цель: Учить решать задачи геометрического характера на смекалку (н-р: мама испекла 10 пирогов, 3 отдала Свете, сколько пирогов осталось?). Образовательная область «Художественное творчество»: Рисование: • «Раскраски – Кулинарные профессии» Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы. • «Кем я стану, когда вырасту?» Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании. Аппликация: • «Альбом «Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию. • Буклет «Коми-пермяцкая кухня» Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию. Сюжетно – ролевые игры: • «Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. • «Пекарня» Цель: вызвать у детей интерес к профессии пекаря, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. В работе с родителями: -Привлечение родителей к оформлению буклета «Коми-пермяцкая кухня» -Привлечение родителей для приготовления разных блюд, а так же для проведения мастер-классов. Литература 1. Долдина А. Г. Коми-пермяцкая кухня. Пермское книжное издательство, 1998г. 2. Мехоношина Е. Кухня наших предков. Кудымкар, 2009г.
|