Календарно-обрядовые праздники коми-пермяков |
Баяндина Марина Николаевна, воспитатель, Егорова, 2016 Творческий проект «Календарно-обрядовые праздники коми-пермяков». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Ошибская средняя общеобразовательная школа» филиал «Егоровская основная общеобразовательная школа» дошкольная группа.
Тип проекта: творческий. Участники: воспитатель, дети старшей группы ( 9 человек), родители. Масштаб: Долгосрочный (1 год)
Основание для разработки проекта (актуальность). Она основывается на требованиях, изложенных в Законе РФ № 273-ФЗ 2012года «Об образовании в Российской Федерации» в приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», в «Национальной доктрине образования» (2000), « Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), региональную программу для детей дошкольного возраста «Отчий дом» («Чужанiн»),(2007). Проблема развития этнокультурного образования актуальна для всех образовательных учреждений нашего муниципального района, да и Российской Федерации в целом. Не является исключением и наша дошкольная группа. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 11 января 2016 года отмечено, что национально – культурный образовательный процесс осуществляется на двух языках (коми-пермяцком и русском). Предметно – развивающая среда создаётся с учётом национальных особенностей: создан мини –музей; ведётся работа по ознакомлению детей с национальной культурой, бытом и обычаями. На НОД дети знакомятся с произведениями коми – пермяцких писателей, композиторов, художников. Но, на мой взгляд, мы недостаточно используем календарно - обрядовый фольклор, который в большей степени затрагивает не столько образовательный процесс, сколько бытовую, ежедневную жизнь ребенка, основанную на народных праздниках, коми-пермяцких промыслах, хороводных и сюжетных играх. Мы считаем, что именно бытовое, повсеместное изучение фольклора (пестушек, потешек, загадок, пословиц, считалок и т.д.) поможет дошкольнику впитать национальную культуру и стать ее носителем в будущем. Цель проекта: обогащение этнокультуры дошкольников и их родителей через изучение календарно-обрядового фольклора. Задачи проекта: Обучающие: 1. Знакомство детей и их родителей с образом жизни, традициями и наследием их предков, основанных на датах народного календаря. 2. Изучение вербальных форм коми-пермяцкого фольклора пестушек, дразнилок, потешек, связанных с народным календарём. Развивающие:
Воспитательные: 1. Пробуждение интереса к традиционной народной культуре. 2. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.
Этапы проекта 1 этап: Подготовительный 4 месяца( сентябрь- декабрь) - создание развивающей среды. - подбор методической и художественной литературы по данной теме. - подбор музыкальных произведений, стихов, загадок и т д. - изготовление наглядно-дидактических пособий (демонстрационного материала, пособий для подвижных игр). - разработка сценариев праздников совместной деятельности воспитателя, детей и родителей. -пошив национальных костюмов и плетение лаптей. - пополнение развивающей среды через создание мини-музея. - подбор анкеты для родителей. 2 этап: Основной7 месяцев( январь- июль) - совместная деятельность воспитателя, детей и родителей (проведение календарно-обрядовых праздников). - выставки к празднику «Пасха», «Масленица». - встреча с народным ансамблем «Сударушка». 3 этап: Заключительный 1 месяц (август) - проведение итогового праздника «Наливные яблочки» - анкетирование родителей. - подготовка презентации по теме: «Календарно-обрядовый фольклор коми-пермяков». -проведение родительского собрания «О наследии предков-детям через праздник».
Предполагаемый результат:
Трансляция проекта: -Презентация проекта для родителей на родительском собрании. -Публикация в районной газете «Иньвенский край». Дальнейшее развитие проекта: - использование материалов проекта педагогами других ДОУ Кудымкарского района. Анкета 1 (начало проекта). Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты, будьте предельно объективны.
Спасибо за понимание и сотрудничество! Анкета 2 (итоги проекта). Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. Изменилось ваше мнение или нет. 1.Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? 2.Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольникам в детском саду? 3.Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре (праздники, устное народное творчество, обычаи и др.)? 4.Из каких источников Вы приобрели эти знания? 5.Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье? Спасибо за понимание и сотрудничество! Беседа –опросник для детей в начале проекта. 1.В какой деревне ты живёшь? Как она называется? 2.Как называется наша область? 3.Как называется наш край? 4.Кто мы по национальности? 5.Какие ты знаешь народные праздники? Расскажи о них. Беседа –опросник для детей (итоговая) 1.Какие народные праздники ты любишь больше всего? Почему? 2.Как ты готовишься к праздникам? 3.Как в твоей семье готовятся к праздникам? Приложение (имеются все сценарии народных праздников). Библиографический список 1. Федеральный закон № 273-ФЗ 2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Климов В.В., Чагов Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев.Кудымкар,2005г. 3.Кöвдöмок. Кудымкар,1991. 4.Мальцева Н.А.Играем,учимся,растём. Кудымкар: Коми – Пермяцкое книжное издательство,2008. 5.Мальцева Н.А.,Вилесова Л.Н.Коми – пермяцкий фольклор в детском саду.Кудымкар,2012. 6.НечаеваГ.А. Орсам,челядь. Методические рекомендации.Кудымкар,1990. 7.Нечаева Г.А., Истомина Н.Д. «Коми – пермяцкие и русские народные детские игры». Кудымкар. 8.Отчий дом (Чужанiн).Региональная программа для детей дошкольного возраста.Кудымкар,2007.-44с. 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
|