Войти

Статистика сайта

Парма – наш любимый край

Ташкинова Л.Н. проект «Парма – наш любимый край»

(Акция «С Днем коми-пермяцкого языка» Посвящена к 10-летию со дня образования Коми-пермяцкого округа)

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать

её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии

свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются

базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования

социокультурного   опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества

обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями  края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Парма – наш любимый край»

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры коми - пермяцкого округа, поможет сформировать  уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя пермяком. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение, развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.


Цель: Заинтересовать детей и родителей культурой родной Пармы.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Формирование этнокультурной компетентности педагогов и родителей

в процессе проектной деятельности;

-Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры.
Развивающие:

Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей;

-  Вызвать эмоционально ценностного отношения, интереса к своим истокам.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа.

Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Физическое»

Руководитель проекта. Ташкинова Любовь Николаевна
Участники проекта. Воспитанники всех групп, родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Вид  проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Сроки реализации проекта. С16 февраля по 26 февраля 2015 г.

Противоречия. Многие родители не заинтересованы, что они русские и ничего не хотят знать о коми-пермяцком языке, о национальности.  Не задумываются о том, что они живут на земле коми-пермяцком округа – это их малая родина.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы;
  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, утварь, одежды и т.д.);
  3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  4. дидактические игры;
  5. выставки книг, рисунков;
  6. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методы проекта:

  1. просмотр видиозаписей;
  2. совместные игры;
  3. чтение художественной литературы;
  4. познавательные игровые занятия;
  5. экскурсии;
  6. беседы;
  7. презентации.

Этапы реализации проектной деятельности

1-й: подготовительный

1. Определение уровня знаний детей по теме проекта;

2.  Подбор и изучение литературы;

3.  Составить перспективный план мероприятий;

4.  Создание  презентаций;

5.  Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал;

6. Выставка детских книжек на коми-пермяцком языке;

7.  Составление сценариев праздника на темы;

  1. Составление информаций, консультаций.

 

2-й: основной

- Цикл познавательных занятий, беседы.

- Просмотр  презентаций «Приобщение к народным истокам» «Кто, что дает», «Дары леса», «Прошлое и настоящее»

- Заучивание потешек, чтение сказок авторов коми-пермяцких писателей.

- Рассматривание иллюстрации.

- Разучивание народных игр.

- Выезд в музей г. Кудымкар.

- Проведение развлечений «В гостях у коми сказок», «Посиделки у печки»

- Посещение зоопарка в Чигирно «Животные наших лесов»

 

Совместная деятельность с педагогами ДОУ

1. Конкурс  между педагогами ДОУ «Дидактическая игра по народному творчеству»

2. Игровая викторина для педагогов ДОУ по коми-пермяцким народным сказкам.

3. Оформление уголков «Парма – наш любимый край»

Совместная деятельность с родителями

1. Организация выставки самодельных кукол  «Акань»

2. Участие родителей в сказке «Колобок»  на основе коми-пермяцких потешек,    стишков.

4. Консультация для родителей «Моя малая Родина - Парма»

5. Индивидуальные консультации, беседы.

6. Совместная экскурсия - родители и дети в районный музей.

3-й этап: заключительный.

- Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по  вопросам

приобщения детей к национальной культуре;

- Изготовление картотек: «Старинные коми-пермяцкие игры»

- Картотека «Потешки писателей коми-пермяков»

- Оформление коми-пермяцкой избы»

- Дидактическое  пособие, книжка-раскладушка «Элементы росписи коми-

пермяцкого орнамента»

-  Создание дидактических настольных игр: «Найди предмет с таким же узором», «Украшение коми-пермяцкой национальной одежды», «Прошлое и настоящее», «Найди матрешку коми-пермяцким орнаментом», «Достопримечательности Кудымкара»

Достигнутые результаты:

 

  • рост познавательной активности детей;
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками в беседах;
  • повышение активности родителей в делах группы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, коми-пермяцкую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Я считаю, данный проект  возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, так как  не требует значительных материальных затрат, сведения доступны и интересны  детям.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. А.М.Федотова «Пермский край мой родной край»
  3. В.Климов «Сто серебряных коней»
  4. «Отзвуки прошлых веков» В.В.Климов.
  5. Материалы Интернет.

 

Реализация проекта

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

1 день. Ознакомление с  коми-пермяцкими сказками

Утро. Тема. Рассказывание сказки «Медвежья нянюшка»

Задачи. Формировать интерес к  коми пермяцким сказкам; учить  слушать и понимать; вызвать эмоциональный отклик на рассказывание.

Вечер. Аппликация. Тема. Избушка медведя.

Задачи. Вызвать интерес делать аппликацию по знакомой сказке; развивать  мелкую моторику рук; воспитывать уверенность, самостоятельность.

Утро. Тема. Рассказывание сказки «Сестричка и братец»

Задачи.

Развивать умение эмоционально откликаться на рассказывание, выделять поступки героев;  дать  элементарную оценку сочувствовать, и сопереживать героям.

Вечер. Аппликация Тема. Котик  Яги.

Задачи.  Учить работать по трафаретам, на готовую форму кота наклеивать бумагу -  способом мозаики; формировать навыки аккуратной работы; развивать творческое мышление и воображение.

Утро. Тема.

Рассказывание сказки «Жадная попадья»

Задачи. Помочь детям понять различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Вечер. Аппликация.

Тема. «Встреча девочки с месяцем»

Задачи.  Учить предварительно выкладывать детали, а затем наклеивать полученное изображение; развивать чувство формы, способности создать картину; вызвать радость от созданного изображения;  воспитывать интерес к народной культуре.

2 день. Одежда наших предков. Помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста  удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, специфику крестьянского труда и быта, познакомить его историческим прошлым и настоящим; вызвать эмоционально-ценностного отношения.

Утро. Беседа. Как одевались наши бабушки, дедушки и дети очень, очень давно.

Задачи. Дать возможность детям видеть красоту народной одежды; познакомить  историческим прошлым и настоящим.

Вечер. Рисование.  Тема. Украшение полотенца.

Задачи. Учить перекрещивать прямые линии украсить полотенце в клеточку; развивать эстетическое восприятие; воспитывать стремление работать аккуратно с красками.

Утро. НОД

Тема.  «Устройство крестьянской избы» Рассматривание иллюстрации национальной одежды, утвари.

Задачи. Формировать элементарные представления о прошлом, о людях живущих на нашей земле; развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Вечер. Рисование.

Тема. Украшение фартука.

Задачи. Познакомить детей с элементами к-п орнамента: крестик,  сорочья нога; учить располагать элементы узора, чередуя их по форме или цвету; развивать навык симметричного их расположения, чувство ритма;  воспитывать самостоятельность в расположений узора.

Утро. НОД

Тема «Одежда наших бабушек»

Задачи. Познакомить детей  историческим прошлым и настоящим; побуждать замечать и выделять основные средства выразительности вышивки одежды; пополнить словарь детей коми-пермяцкими словами; воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа.

Вечер. Рисование.

Тема. Украшение сарафана.

Задачи. Познакомить детей с элементами орнамента: крестик ягодка, гребешок,

сорочья нога, путанка, птица; учить правильно использовать элементы узора при оформлении; воспитывать творческую выдумку, аккуратность.

3 день. Быт крестьян. Беседы о жизни крестьян. (Основными занятиями были земледелие  и  животноводство, поэтому  мучные, крупяные и мясные продукты составляли  основу питания.)

Утро. Беседа. Тема.

« Польза от животных»

Задачи. Рассказать детям, какую пользу приносят животные людям.  «Презентация.

Вечер.  Настольная игра «Украшаем одежду коми-пермяцким орнаментом»

Цель: Упражнять детей в составлении узоров из нескольких элементов коми-пермяцкого орнамента.

Утро. Беседа.

Тема. «Чем питает лес и река»

Задачи. Уточнить и расширить знания детей о растительном и животном мире  нашего края, почему люди селились по берегам рек? Развивать любознательность , интерес. Презентация.

Вечер. Беседа.

Тема. «Жизнь своим трудом»  Презентация.

Настольная игра «Найди предметы, сделанные своими руками»

 

Утро. НОД Тема «В гостях у бабушки в деревне»

Задачи. Развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;

воспитывать уважение, интерес к людям, которые делают все своими руками.

 

Вечер. Беседа.

Тема. «Какой посудой пользовались наши предки»

Настольная игра «Прошлое и настоящее»

4 день. Закрепить представление об истории коми края, о прошлом и настоящем. Рассказывание легенд о чудских богатырях, народных героях, защитниках родной земли.

Задачи. Познакомить детей с новым жанром, сказанием о народных богатырях; прививать любовь к устному народному творчеству своего народа; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам нашего коми края.

5 день. Приобщение дошкольников к художественной литературе и фольклору коми-пермяцкого народа.

Утро. Разучивание потешки: «Чив, чив воробей»

Цель: вызвать эмоциональный отклик уметь выделять поступки героев.

Вечер. Коллективная лепка по потешке: «Чив-чив, воробей»

Цель: учить  лепить воробышка; развивать глазомер, чувство формы, и пропорций.

Утро. Познакомить с потешкой: «Бородушка-борода»

Цель: прививать  любовь к устному народному творчеству.

Вечер. Коллективная лепка по потешке: «Бородушка-борода»

Цель: учить выделять эпизод и создавать простую сюжетную композицию по потешке.

Утро. Разучивание песенки «Колыбельная»

Цели: ввести новые слова: кага, узь; воспитывать интерес к коми-п языку.

Вечер. Лепка по потешке «Сорока-белобока»

Цель: совершенствовать технику лепки;

развивать творческое мышление и

воображение.

6 день.   Народные коми-пермяцкие старинные детские игры

Подвижная игра: «Бородушка-борода», «Оша-миша»

 

Подвижная игра: «1,2,3,4,5 - буду лаптем догонять!», «Воробей»

Подвижная игра: «Дед Тимофей», «Перепрыгни», Игра-пляска: «Лапоть»

7 день.  Досуг в старшей группе «Посиделки у печки»  Средняя группа зрители.

Задачи: вызвать эмоционально ценностного отношения к традиционной культуре, интереса к своим истокам; развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае; воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа.

8 день.    Развлечение «В гостях у коми сказок» Участие принимают все группы.

Цель. Расширить представления о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа, порадовать детей народными играми,  испытывать чувство веселья, радости.

9 день. Спектакль «Колобок» на новый лад. Роли играют родители. На спектакле присутствуют дети всех групп.

Цель. Создать детям радостное настроение.

10 день. Путешествие по выставке детских рисунков коми-пермяцкого декоративно-прикладного искусства.

В искусстве коми-пермяков, которое выразительно иллюстрирует особенности национальной культуры, высокая декоративность цвета, сочных цветовых контрастов. Праздничность, узорность, насыщенность по колориту, ритмичность в построении узора отвечают интересам дошкольника, дают богатую пищу для художественного восприятия.

Приложение к проекту.

Диагностика знаний детей о малой Родине

(старшая группа)

1. Как называется наше село? (Юрла)

2. Назови свой домашний адрес?

3. Найди герб села Юрлы среди других гербов.

4. Что изображено на гербе нашего села? (Значение символики герба.

Красное поле символизирует прошлое района. Синее поле символизирует будущее, успех, благополучие. Значение символики флага. Солнце является символом возрождения, счастья,  мира и богатства. Почему лучи – 12?

Это бывшие сельские Советы.)

5. Назови достопримечательности нашего села и расскажи о них.

6. Назови столицу нашего округа?

7. Найди герб г. Кудымкара?

8. Какие достопримечательности знаешь г. Кудымкара?

9. Ты был когда-нибудь в музее?

10. Найди на картинке, какая в избе была мебель в далеком прошлом?

11. Из чего люди делали посуду?

12. Что это? Ребенку предлагается назвать предметы быта (туесок, прялка, лампа, лапти, ухват, лавки, полати и т. д.)

13. Как часто ты слышишь речь на коми-пермяцком языке?

14. Твои родители знают коми – пермяцкий язык?

15. Как часто вы ездите в г. Кудымкар?

16. Какие коми-пермяцкие сказки ты знаешь?

17. Кто был первым богатырем коми-пермяцкого округа?  Пера, по версиям сын

Кудым - Оша.

18. Чем отличается г. Кудымкар от Юрлы?

19. Найди орнамент коми-пермяцкой росписью.

20. Какой самый сильный зверь в наших лесах? Медведь.

21. Самый большой? Лось.

3 балла -  дает полный развернутый ответ.

2 балла – неполный ответ.

0 баллов – затрудняется ответить.

Высокий уровень  – 24 балла

Средний уровень -  12 баллов

Низкий уровень -  ниже 12 баллов

Приложение

 

 

 

Выставка рисунков коми-пермяцкого прикладного искусства

Оформление избы

 

 

 

 

Оформление избы

 

Работа с родителями

Выставка самодельных кукол «Акань»

 

Выставка детских книг писателей и поэтов коми округа.

 

 

 

Оформление уголков «Парма – наш любимый край»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кудымкар город – Кудыма.

 

Мы в музее.

В библиотеке на выставке «Красивые места  Юрлы»

Игра «Украшение к-п национальной одежды»

Для детей 5-6 лет

Задачи. Познакомить детей с элементамионамента: крестик, ягодка, гребешок, путанка, ромбик, птица; развивать навык симметричного расположения, чувство ритма; воспитывать самостоятельность и творчество расположения узора.

Игра-лото «Матрешки разной росписи»

Цель. Закрепить знания детей о различных росписях (дымковской росписи, городецкой, коми-пермяцкой, гжель.) Формировать умение подбирать нужную роспись опираясь на знания  какой росписи относятся элементы узора.

Игра «Найди предметы одинаковой росписи»

Цель. Закрепить знания детей о коми-пермяцкой  росписи. Формировать умение находить одинаковый узор в предметах опираясь на повторяющие элементы и цветовую гамму. Развивать эстетический вкус, мыслительную деятельность, воображение. Воспитывать самостоятельность.

Настольная игра «Прошлое и настоящее» Помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, специфику крестьянского труда и быта, познакомить его историческим прошлым и настоящим; вызвать эмоционально-ценностного отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Развлечение «В гостях у коми-пермяцких сказок»

Развлечение проводится совместно для второй мл. гр., средних и для старшей группы.

 

Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна
воспитатель, МБУ "Юрлинская средняя школа им. Л. Барышева"

Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла

Цель. Расширить представления о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа, порадовать детей играми и спытывать чувство веселья, радости. Задачи:

Развивать: - детскую активность через русские народные подвижные игры.

Формировать: - чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Воспитывать: -  уважительное отношение к наследию своего народа.

Действующие лица. Ведущая, Пера-богатырь, Вэрса, Суседко. Все роли исполняют педагоги детского сада.

Оборудование. Маска медведя, маска воробья, картинки с персонажами сказок, записи; пение птиц и народная плясовая, веточка сосны и вербы, лапти несколько пар, палка.

Ход развлечения.

Вед. Сегодня к нам в гости придут герои из коми-пермяцких  сказок.  Но чтобы они к нам пришли мы вспомним коми-пермяцкие потешки и заклички.

Дети из всех групп читают потешки.

Вы знаете, что коми-пермяцких сказках часто говорится о чудесных превращениях. Сейчас я взмахну палочкой, и один из вас станет медведем, а вы будете собирать ягоды.

Проводится коми-игра «Оша-миша» Выбранный медведь надевает маску, накидывает на голову одело и садится в центре круга, образованного детьми. Дети идут по кругу, и дразнят медведя.

Оша-миша косолапый,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем.

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие ягоды тебе оставляем.

Медведь встает и ловит разбегающихся детей, кого поймает, тот выбывает из игры.  Шапочку-маску надевает другой ребенок, игра продолжается.

Вед. Волшебная палочка подсказывает, что вы слушали коми-сказки. Сейчас я буду показывать картинки, а вы называйте героев коми-сказок. Черный кот, Баба-яга, Пера, медведь,

Вед. Молодцы! Звучит пение птиц, шум ручья, входит Пера-богатырь.

Пера. Здравствуйте дети! Дети здороваются с богатырем.

Вы знаете кто я?

Дети. Ты Пера-богатырь!

Пера. Вы помните, с кем я сражался в сказке?

Дети. С лешим Версой. По коми – Ворись.

Пера. Вы его случайно не видели? Давайте его найдем. Богатырь и дети находят его в спальне.

Пера. Так и знал, что ты следить будешь и найдешь меня по моим следам.

Вэрса. Пера, все говорят, что ты самый умный, сильный. А меня сможешь победить?

Пера. Смогу, а дети мне помогут.

Вэрса. Сначала отгадайте загадки. Дети вместе с Перой отгадывают.

- Всегда во рту, а не проглотишь? Язык, а по коми - кыв.

- Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут? Ноги, а по коми

- кок.

- Две куколки на кровельке сидят? Уши, а по коми – пэль.

Вэрса. Вот какие умные, а теперь померимся силой. Вот палка, давай ухватимся посередине и посмотрим, кто перетянет. Персонажи соревнуются, перетягивает Пера.

Вэрса. Да, Пера, ты меня победил, а теперь я хочу померяться силой мальчиками. В состязании побеждают мальчики.

Вэрса. И мальчики оказались сильнее меня.

Пера. Леший, а ты хотя бы знаешь, какие звери живут в твоем лесу?

Вэрса. Я не знаю. Я их только обижаю.

Пера. А вы дети знаете, какие звери обитают в нашем коми крае? Дети называют животных.

Пера. Опять ты Леший проиграл! Уходи в свой лес и больше не появляйся! Вэрса уходит.

Пера. Дети, хотите поиграть?

Проводится коми-игра: «Воробей»

Выбирается воробей, он надевает маску и встает в центр круга, образованного детьми. Дети идут по кругу и говорят слова, сначала на русском, затем на коми языке.

Воробей, воробей, не зевай –

Кто сказал «мяу», отвечай!

Воспитатель указывает на ребенка, кто должен сказать «мяу», изменив голос. Если воробей угадывает голос, то меняется местами ролью с говорящим.

Пера. Спасибо вам дети. Вы немного уже узнали о коми сказках, я рад. Мне пора идти охранять лес от Вэрсы и недобрых людей. До свидания!

Заходит Домовой (Суседко.) про себя бранится, ругается.

Суседко. У меня тут не побалуешь. Я в наш детский сад нечисть не пускаю. Зачем нам беспорядок да раздор.

Вед. Здравствуйте Домовой, добро пожаловать.

Суседко. Добрый день. (Бур лун.) Неужто, тут был леший – Вэрса?

Вед. Был тут Вэрса, ушел с позором.

Суседко. Бывает, заблудишься в лесу и все к одному месту выходишь. Это проделки лесного хозяина – лешего Вэрсы. Против злого шутника есть верное средство. Если ты заблудился - присядь на пенек, выверни наизнанку одежду, левый ботинок натяни на правую ногу, а правый на левую, леший оставит тебя тогда в покое. И еще идя в лес, не забудь взять ломтик хлеба – угощение для лесного хозяина. Тогда наберешь полные корзинки ягод, грибов.

А я вот решил, вас проверить, веточками вербы отхлестать.

Вед. Что вы такое говорите! У нас детей бить нельзя.

Суседко. Много вы понимаете. Весенняя верба испокон веков считается целебной, поэтому цветущей веточкой объязательно надо коснуться всех, особенно детей. При этом нужно приговаривать

Верба хлест, верба хлест.

Верба хлест, бъет до слез,

Верба бела, бъет за дело!
Ну, вот, теперь вам никакая хвороба не страшна.

Вед. Суседко, а где же у тебя второй лапоть? И, правда, так торопился, что лапоть потерял. Ну–ка, помогите найти. Дети ищут.  А как называется лапоть на коми-пермяцком языке? Нинком. Дети находят лапоть.

Суседко. Коми пермяки очень любили играть лаптями, и мы сейчас поиграем.

Игра: «Перепрыгни» Игра для старшей группы. Лапоть на длинной веревке крутят по  кругу, дети должны успевать перепрыгивать.

А теперь покажите мне, как коми-пермяки плясать умели.

Игра-пляска: «Лапоть» Игра для средней группы. Организуем большой круг, а в центре нашего круга будут лапти. Из сундука домовой вываливает лапти. Под  музыку танцуете, только музыка прекращается, вы должны успеть схватить лапоть, кому не достанется, тот выходит из игры.

Суседко. Чего расшумелись? С вами что случилось? Бороды и усы у вас отросли, волосы дыбом встали и уши оттопырились. Гляньте в зеркало, на кого вы похожи. Дети проверяют уши, ощупывают лицо. Ох-хо-хо, насмешили, поверили моей небылице!

Вед. Шутник вы Суседко, лучше еще расскажите, как в старину играли.

Суседко ударяет лаптями о пол и считает до пяти.

1,2,3,4,5!

Буду лаптем малышек догонять! Бегает за малышами, задевает лаптем. Затем падает, показывает, что больше не может догонять.

Суседко. Веселые вы ребята, озорные, мне бы ваши года! Порезвился я с вами, пора и честь знать да за дело браться. А в подарок оставляю сосновые веточки. В старину было принято носить в дом сосновые ветки: они очищают воздух и дают здоровье всей семье. Кланяется и уходит.

Вед. Спасибо, мы поставим веточку в вазу, пусть в группе лесом пахнет.

Сюрпризный момент.

Вед. Ребята, а кто же тут оставил пестерь? (Короб.) Я же говорила, что чудеса случаются в коми-сказках!  Пусть для нас это будет загадкой. А давайте заглянем, что внутри.  Ведущая достает блюдо с гостинцами. Гостинцы не простые, вареная, подсушенная морковь с сахаром! (По коми - паренки.) Так в старину готовили вкусное угощение для детишек. Угощают детей, нахваливают угощение.

 

Приложение к проекту. Досуг в старшей группе «Посиделки у печки»

Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна
воспитатель, МБУ "Юрлинская средняя школа им. Л. Барышева"

Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла

Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей старшей группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к  культуре родного края.


Цель: воспитание любви к малой Родине.
Задачи: вызвать эмоционально ценностного отношения к традиционной культуре, интереса к своим истокам; развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае; воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа.
Оборудование: аудиозапись коми-пермяцких наигрышей, изба с предметами быта: лапти, полотенца вышитые, половички, прялка.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание потешек, стихов.  Отгадывание загадок, чтение коми-пермяцких сказок, разучивание потешек, песенок рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Ход мероприятия.

Звучит коми-п. наигрыш «Ленок»,  дети входят  в группу в центре «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в народном сарафане встречает гостей (детей).

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!

В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, играли в народные игры. Такие вечера называли посиделками. Дорогие наши гости я приглашаю вас на  посиделки, прошу вас осмотреть мою  избу.

Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках»

Дети рассматривают  избу и находят предметы.

Полотенце – отмечают, что оно вышито.

Лапти, корзины - плетенные.

Половики – тканные.

Каравай - испечен в печи.

Игрушки – деревянные.

Ложки – сделаны из дерева.

Хозяйка предлагает полюбоваться этими предметами.

Воспитатель. Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки, потешки и стишки коми-пермяцких писателей. Порадуйте меня.

Дети читают шутки-прибаутки:

Отговорки улитки. (Коми-пермяцкая народные потешки.)

- Улитка, улитка,

- Высунь рожки-ушки!

- У меня их нету.

- Куда подевала?

- Курочка склевала.

- Для чего они ей?

- Яичко растить.

- Для чего яичко?

- Кашу сварить.

- Для чего кашу?

- Тебя накормить.

- Для чего кормить?

- Чтобы вырос скорей.

Я да ты.

Я – Ерошка,

Ты – Ерошка!

Я в лаптях, а ты в сапожках!

Погулять выходим разом:

Я с гармонью, ты с приплясом.

Мне за музыку – пятак!

Ну, а ты – хорош и так!

Чив - чив, воробей

Чив - чив, воробей,

Сбегай грядки полей!

- Нет папенька, нет маменька!

Чив - чив воробей,

В крыше дырку забей!

- Нет папенька, нет маменька!

Чив - чив, воробей,

Самовар подогрей!

- Нет папенька, нет маменька!

Чив -  чив, воробей,

Сядь за стол поскорей!

- Мигом папенька,

Сел я маменька!

Сорока-белобока,

Ты, сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай!

Волк бревна кладет,

Мышка мох подает,

Заяц печку слепил,

Дятел дров нарубил,

Белка спичку нашла,

Огонек зажгла.

А тетеря-то с корзиной

Побежала за малиной.

Как вернется будет пир

На весь бор и на весь мир!

Вот так-то сорока!

 

Меленка

Меленка, меленка,

Скорее помоги:

У нас в лукошко пусто!

Дай в него муки!

И напечет нам бабушка

Сразу пирогов,

Масляных оладушек,

Теплых крендельков!

 

Заюшка

Ох, ты заюшка! Попрыгаюшка!

В саже тонкое ушко,

В муке белое брюшко.

Чавылек, чивилек,

Где ты бегал весь денек!

Воспитатель. Молодцы ребята, много потешек знаете.
Под коми-пермяцкую песню «Ош» Заходит дедушка с бородой.

Чтение потешки «Бородушка-борода» парой с воспитателем.

Бородушка-борода,

Ты откуда и куда?

- На базаре побывал,

Там бородку продавал!

А зачем продавал?

- Чтоб точило купить.

А зачем тебе точило?

- Чтоб косу наточить.

- Сено думаю косить.

А зачем косить?

- Корову пеструю кормить.

А почто тебе корова?

- Молочка надою.

А куда молоко-то?

- Ребятишек напою.

А зачем ребятишки?

- В доме пол подмести.

А зачем его мести?

- Чтобы в пляс пойти.

Почему же в пляс?

- Так гармошка у нас! Дед играет на гармошке, все выходят плясать под музыку «Ленок»

Воспитатель. Есть у меня игра для вас

Поиграем мы сейчас!

Игра: «Бородушка-борода»

Дети: Вот попался к нам в кружок,

Здесь и оставайся.

Не уйти тебе дружок,

Как не вырывайся!

Здравствуй дед Тимофей!

Не смотри ты на детей, не качай головой,

Не тряси бородой.

Ты не топай ножкой, постой на дорожке.

Да послушай, что мы скажем

Посмотри, что мы покажем!

Дед. Где вы детки были?

Во сыром борочке!

Дед. Что вы там делали?

Посидели на кочке, постояли на пенечке,

Голову чесали, да от тебя убегали! Дед ловит детишек. Убегает.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, почему главное место в избе занимает печь?
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи:
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
- Попало наше тесто

В горячее место.

Попало – Не пропало,

Румяной булкой стало. (Печка)

 

- Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
(Ваня), выходи дружок,
Чем достанешь чугунок? (Ухват)

 

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)

- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (Кочерга)

- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых, сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

Под народную музыку заходит Домовенок Кузя. Подготовленный ребенок из этой группы.

Кузя. Да, я, Кузя Домовенок, Домовенок Кузя я! Играет на ложках поет частушки.
1. Как живете, как поете, 
Что на завтрак и обед, 
Все я знаю, все я слышу. 
Ведь живу здесь много лет. 
2. И в такой чудесный день 
Мне частушки петь не лень. 
Я еще для вас спляшу, 
И похлопать попрошу! Домовенок Кузя пляшет, все хлопают.
Воспитатель. А что у тебя в туесочке?

А сейчас посмотрим! Открываем…….

Сюрприз 1! Достаёт из туеска свисток, предлагает детям поздороваться.

Ну, девчушки-хохотушки, мальчишки-топтышки, поздороваемся.  Я буду свистеть, а вы кланяться! Здороваются.

Сюрприз 2! Вываливает из туеска веревки разного цвета.  Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем  их собрать.
Игра: «Собери клубочки»
Сюрприз 3! Достает - лапти дружбы. Два лаптя пришиты друг другу. В них ходить можно только вдвоем. Вот смотри, я надену лапоть на мою правую ногу, а ты - на левую. И пошли вместе, дружно, куда ты, туда и я. Куда я, туда и ты.

Игра «Бег парой в лаптях»

Домовенок. Очень весело играли,

И нисколько не устали!

Я ребят благодарю,

Всем спасибо говорю!

Ну, а мне за печь пора,

До свидания детвора! Садится за печку.

Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что самое главное в деревенской избе - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, пекли пироги, спали на печке. А для вас гости мои дорогие есть угощенье, которое испекла наша печь.

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!»

Дети угощаются теплым караваем. Звучит коми-пермяцкая мелодия.

 

Приложение к проекту.

Игровая викторина для педагогов ДОУ

«Путешествие по коми-пермяцким народным сказкам»

Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна
воспитатель, МБУ "Юрлинская средняя школа им. Л. Барышева"

Структурное подразделение "Юрлинская начальная школа-сад" с. Юрла

 

Цель: приобщение педагогов в ДОУ к художественной литературе и фольклору коми-пермяцкого народа.

Задачи:

  • Ø формирование этнокультурной компетентности педагогов

в процессе ознакомления детей с коми-пермяцкой художественной литературой, фольклором;

  • Ø заинтересовать педагогов культурой родного края;
  • Ø внедрить региональный компонент в образовательный процесс.

Оборудование и материалы: маски и атрибуты для инсценировки, аудио запись коми-пермяцкими наигрышами; разрезные картинки двух сказок по выбору воспитателя,  картинки героев сказок,  фишки,  туесок, сундук.

Ход мероприятия.

Ведущий. У сказки чистая душа, 
Как ручеек лесной. 
Она приходит не спеша, 
В прохладный час ночной. 
Родной народ ее творец, 
Народ – хитрец, народ – мудрец, 
В нее мечту свою вложил, 
Как золото в ларец. 
Сказка, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.

Сегодня мы с вами уважаемые педагоги совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Пусть будет радостною встреча, в таком знакомстве – дружбы суть.
Мы начинаем викторину, как говорится в добрый путь! За правильный ответ даетс.

  1. 1. Вопрос-ответ.

    1.  Из какой сказки эти слова?

Во горохе, в огородце

Кукарекают стручки!

Кто сейчас не засмеется,

Тот и выйдет в дурачки! (Сестричка и братец.)

  1. Какое животное помог девочке добраться до деревни из сказки «Медвежья нянюшка»? (Лось.)
  2. У какого героя сказки, в печи не гасимый огонь? (У лешего Кама.)
  3. Сколько было дочерей у Ягини, и как их звали? (Ера, Яра, Ера.)
  4. Какой герой сказки произнес эти слова: сто лет тебе служу, крошки хлеба не вижу. А девочка всего денек тут побыла и сразу мясцом меня накормила и ласковыми словами повеличала. (Ема и чача.)
  5. Почему автор назвал сказку «Жадная попадья»? (Попадья совала серебро, куда только возможно. Сбегала домой два ведра принесла. Хотела на землю сойти, а земля от нее далеко-далеко.)

7. Почему Легостай старался ловить только черных тараканов из сказки    «Легостай»? (Он знал по слухам, встречаются волшебные тараканы.)

2.  «Сказочные заморочки»

Предлагаю,  участникам команд вытянуть из туеска бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова -  это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание — отвечает на вопрос, кто вытянет бочонок с  фигурками животных – значит, те игроки берут маски.

- Из какой сказки эта картина? Показ картины. («Как заяц Епу-охотника проучил»)

- В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Игрок получает в конверте разрезанную картинку к сказке, вскрывает конверт и составляет картинку из 10 фрагментов.

- Все, кому попались бочонки с фигурками  зверюшек, показывают сказку.

«Сказка» Физкультурная минутка

Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять яичко)
Посмотрите-ка, разбила! (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили, (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать, (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

  1. 3. «Темная лошадка»

Ответы на мои вопросы находятся в сундучке. Кто правильно ответит,  получает бал.

-  С помощью этого предмета можно смастерить лапти.

-  С помощью этого предмета Ягиня поймала мальчика Вершка. (Сетка.)

-  Какой подарок получила девочка в сказке «Дверь на лугу»? (Пестерек. Моток пряжи лежит, только пряжа не простая, а золотая.)

- Что на что менял старик из сказки «Где был да что видел»?

- Хрустальные сапожки на коня.

- Коня на корову.

- Корову за овечку отдал.

- Овечку на рябую курочку.

- Отдал курочку за железное острое шило.

- Шило в ершика метнул да промазал. Ведущий достает мелкие детские игрушки.

- Что молола Яга меленкой  в избушке-развалюшке? (Горох.)

- Вот, говорит медведица, кто перепрыгнет эту… , тот домой пойдет, а кто не перепрыгнет, тот у меня в няньках останется. (Елка.)

- Ускакал заяц и все свое богатство унес. Какое богатство унес заяц?

- Продам шкурку зайца – куплю козленка.

- Козленок родит – двух козлят.

- Молоко буду продавать, куплю поросенка.

- Поросят продам – куплю телку.

- Телка вырастет – будет коровой.

- Корова отелится – бычок вырастет.

- Откормлю бычка - на лошадку променяю. Ведущий достает мелкие детские игрушки.

Подведение итогов.
Ведущий. Уважаемые педагоги, пришла пора посчитать ваши фишки. 
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Вручаются дипломы об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы (например, медали «Знаток коми-пермяцких сказок»).
Ведущий. Сказки дарят нам чудеса, 
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!

Литература. Книжка «Сто серебряных коней» Коми-пермяцкие народные сказки, песенки, байки, потешки. Перевод В. Климов.



 

 

 

 

 

  free pokerfree poker

Опрос

Определите Ваши потребности в повышении квалификации
 

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Онлайн курсы

тестовый режим