Войти

Статистика сайта

Коми-пермяцкая кухня

Седегова Марина Леонидовна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Березка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Берёзка» г. Кудымкара

Проект «Коми-пермяцкая  кухня» г. Кудымкар

Тип проекта:

- информационный (практико-ориентированный)

- долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Седегова М.Л., родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017г.

Актуальность

У каждого народа имеются свои особенности национальной кухни. Они зависят от географического положения, образа жизни, религии и даже от войн. Коми-пермяки - самый древний народ на территории Пермского края. С давних времен наш народ занимался охотой и рыболовством, пашенным земледелием и животноводством, собирательством. Все это отражалось на особенности национальной кухни.

 

Наша национальная кухня значительно обогатилась благодаря совместному проживанию коми-пермяков с другими народами. В последние десятилетия имеется огромное количество различной информации о национальных кухнях других народов, все это используется при приготовлении блюд, но самобытная кухня служит основой сегодняшней пищи коми-пермяков.

Сохраняя традиции народа, в последние годы большое внимание уделяется культурному наследию коми-пермяков, в том числе и коми-пермяцкой кухне. Коми-пермяцкие блюда известны далеко за пределами округа. Мы должны трепетно относиться к прошлому народа, пропагандировать национальную кухню, убеждать мир (общество) в том, что у коми-пермяков – свои обряды, обычаи и своя уникальная культура.

Особенностью данного проекта является вовлечение всего дошкольного коллектива в его реализацию через организацию деятельности дошкольного  сообщества.

Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о  национальных традициях, культуре и кулинарных традициях коми-пермяцкого народа.

Цель: воспитание патриотизма у детей через пропаганду здорового питания и знакомство с культурой и кулинарными традициями коми-пермяцкого народа.

Задачи:

1.​ Способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей.

2.​ Познакомить детей с историей, особенностями и традициями коми-пермяцкой кухни, с кулинарными рецептами национальной кухни.

3.​ Показать уникальность и разнообразие национальной кухни.

4. Привлекать родителей для оказания помощи в приготовлении национальных блюд.

Предполагаемый результат:

- Приобщение к здоровому образу жизни и представление о здоровом питании.

- Расширение кругозора об особенностях, традициях коми-пермяцкой кухни, о многообразии блюд национальной кухни.

- Заинтересованность детей и родителей в приготовлении национальных блюд.

Итоговый продукт - выпуск буклета «Коми-пермяцкая кухня» совместно с детьми и родителями.

План-график реализации проекта

Наименование этапа проекта

Период

Основное содержание этапа

Ответственный

1

Подготовитель

ный

Сентябрь

1.Исследование проблемы. Анализ ситуации.

2.Написание проекта

3.Организация проектной деятельности.

Седегова М.Л.

2

Основной

В течение учебного года

Организация деятельности по направлениям:

- Мастер-классы

- Дегустация блюд национальной кухни

- Беседы

- Подборка рецептов национальной кухни

- «Особенности и традиции национальной кухни»

- Экскурсии

Седегова М.Л., дети и родители старшей группы

3

Заключительный

Май

Оформление проекта, подведение итогов

Седегова М.Л., дети и родители старшей группы

 

Механизмы реализации проекта.

При проведении теоретических и практических занятий с детьми будут  применяться следующие методы: рассказы, беседы, встречи с интересными людьми, групповые практические работы, экскурсии.

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседы, практические работы, дегустация  блюд.

 

 

 

 

 

Тематический план

занятия

Тема занятия

Месяц

1

История коми-пермяцкой кухни

Сентябрь

2

Хлеб и  хлебные  изделия

Октябрь

3

Закуски, салаты

Ноябрь

4

Холодные и горячие жидкие блюда

Декабрь

5

Вторые блюда коми-пермяцкой кухни

Январь

6

Сладкая еда и стряпня

Февраль

7

Национальные напитки

Март

8

Экскурсия в кафе «Блюз», пекарню или к бабушке в гости.

Апрель

9

Выпуск буклета «Коми-пермяцкая кухня»

Май

 

ИТОГО:

9 занятий

Содержание программы

1 занятие. Беседа о коми-пермяцкой кухне, особенностях приготовления блюд, особенностях национальной коми-пермяцкой кухни, видах посуды,  характере огня влияющего на формирование вкуса блюда. Использование местного сырья для приготовления пищи: инструменты, приспособления, оборудование кухни.

Анкетирование «Что я знаю о коми-пермяцкой кухне?»

2 занятие. Хлеб и хлебные изделия. Хлеб – главный продукт питания. Значение, технология приготовления, условия хранения. Знакомство с видами хлебо-булочных изделий. Сервировка стола. Дегустация.

3 занятие. Закуски, салаты. Значение, технология приготовления, условия хранения. Формы нарезки овощей. Холодные блюда из местного сырья: редька с морковью и сыром, закуска с грибами, салат витаминный. Дегустация.

4 занятие.  Холодные и горячие жидкие блюда. Тепловая кулинарная обработка продуктов. Значение, технология приготовления. Жидкие блюда – особенности традиций коми-пермяцкой кухни. Блюда: борщ холодный, грибовница, редька с квасом, уральские щи. Сервировка стола к обеду Дегустация.

5 занятие. Вторые блюда коми-пермяцкой кухни. Национальные блюда:  пельмени, колбаса домашняя, пистиковая каша. Значение, технология приготовления, условия хранения. Ознакомление с видами пельменей из разных начинок. Сервировка стола к ужину. Дегустация.

6 занятие. Сладкая еда и стряпня. Значение, технология приготовления, условия хранения Коми-пермяцкий десерт: парёнки, лесные дары, сладкая еда: изборник, манник домашний, ягоды с молоком. Сервировка праздничного стола. Дегустация. Чаепитие.

7 занятие.  Напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения Национальные напитки: ырöш, сур, ягодные и травяные напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения. Дегустация напитков:  клюквенный напиток, чай из душицы, чай из шиповника, квас и т.д. Дегустация.

8 занятие.  Экскурсия в кафе «Блюз», пекарню или к бабушке в гости. Знакомство с профессиями повара, кондитера, пекаря, официанта.  Знакомство с разными блюдами, рецептами.

9 занятие. Оформление буклета «Коми-пермяцкая кухня». Распространение буклетов.

Мероприятия по реализации проекта:

В ходе реализации проекта будут интегрироваться все образовательные области.

В работе с детьми:

Образовательная область «Коммуникация»:

Развитие речи:

• Составление рассказов по теме «Профессия повара»

Цель:

Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение

• «Труд человека»

Цель:

познакомить детей с разнообразием профессий, связанных с питанием; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.

«Хлеб – всему голова»

Цель:

дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Чтение художественной литературы:

Тема «Хлеб»

М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «дождь из семян».

Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»).

М. Глинская «Хлеб»

Укр.н.с. «Колосок».

Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

М. Исаковский «Вишня»

Ю. Тувим «Овощи»

Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Тема: Грибы, ягоды

Е. Трутнева «Грибы»

В. Катаев «Грибы»

А. Прокофьев «Боровик»

Я. Тайц «Про ягоды».

Тема: Продукты питания.

И. Токмакова «Каша»

З. Александрова «Вкусная каша».

Э. Мошковская «Маша и каша»

М. Пляцковский «Кому что нравится».

В. Осеева «Печенье».

Р.н.с. «Горшочек каши».

Образовательная область «Познание»:

Конструктивная деятельность:

• «Юные кулинары»

Цель: поупражнять детей в работе со строительными  материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом (н-р: создание кухни).

Формирование целостной картины мира:

• Мастер – класс «Наши пироги для мам»

Цель:

расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.

• Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»

Цель:

познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

Формирование элементарных математических представлений:

• «Решение задач геометрического содержания»

Цель:

Учить решать задачи геометрического характера на смекалку (н-р: мама испекла 10 пирогов, 3 отдала Свете, сколько пирогов осталось?).

Образовательная область «Художественное творчество»:

Рисование:

• «Раскраски – Кулинарные профессии»

Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

• «Кем я стану, когда вырасту?»

Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

Аппликация:

• «Альбом «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

• Буклет «Коми-пермяцкая кухня»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Сюжетно – ролевые игры:

• «Семья»

Цель:

формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

• «Пекарня»

Цель:

вызвать у детей интерес к профессии пекаря, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

В работе с родителями:

-Привлечение родителей к оформлению буклета «Коми-пермяцкая кухня»

-Привлечение родителей для приготовления разных блюд, а так же для проведения мастер-классов.

Литература

1. Долдина А. Г. Коми-пермяцкая кухня. Пермское книжное издательство, 1998г.

2. Мехоношина Е. Кухня наших предков. Кудымкар, 2009г.

 

 

 

  free pokerfree poker

Опрос

Определите Ваши потребности в повышении квалификации
 

Сейчас на сайте

Сейчас 52 гостей онлайн

Онлайн курсы

тестовый режим