Войти

Статистика сайта

Календарно-обрядовые праздники коми-пермяков

Баяндина Марина Николаевна,  воспитатель, Егорова, 2016

Творческий проект «Календарно-обрядовые праздники коми-пермяков».

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Ошибская средняя общеобразовательная школа»  филиал «Егоровская основная общеобразовательная школа» дошкольная группа.

Тип проекта: творческий.

Участники: воспитатель, дети старшей группы  ( 9 человек), родители.

Масштаб: Долгосрочный (1 год)

 

Основание для разработки проекта (актуальность).

Она основывается на  требованиях, изложенных в Законе РФ № 273-ФЗ 2012года «Об образовании в Российской Федерации» в приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»,  в «Национальной доктрине образования» (2000), « Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), региональную  программу для детей дошкольного  возраста «Отчий дом» («Чужанiн»),(2007).

Проблема развития этнокультурного образования актуальна для всех образовательных учреждений нашего муниципального района, да и Российской Федерации в целом. Не является исключением и наша дошкольная группа. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 11 января 2016 года отмечено, что национально – культурный образовательный процесс осуществляется на двух языках (коми-пермяцком и русском). Предметно – развивающая среда создаётся с учётом национальных особенностей: создан мини –музей; ведётся работа по ознакомлению детей с национальной культурой, бытом и обычаями. На НОД дети знакомятся с произведениями коми – пермяцких писателей, композиторов, художников.

Но, на мой взгляд, мы недостаточно используем календарно -  обрядовый фольклор, который в большей степени затрагивает не столько образовательный процесс, сколько бытовую, ежедневную жизнь ребенка, основанную на народных праздниках, коми-пермяцких промыслах, хороводных и сюжетных играх. Мы считаем, что именно бытовое, повсеместное изучение фольклора (пестушек, потешек, загадок, пословиц, считалок и т.д.) поможет дошкольнику впитать национальную культуру и стать ее носителем в будущем.

Цель проекта: обогащение этнокультуры дошкольников и их родителей через изучение календарно-обрядового фольклора.

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Знакомство детей и их родителей с образом жизни, традициями и наследием их предков, основанных на датах народного календаря.

2. Изучение вербальных форм коми-пермяцкого  фольклора пестушек, дразнилок, потешек, связанных с народным календарём.

Развивающие:

  1. Выявление и развитие творческих способностей  у детей дошкольного возраста и их родителей.
  2. Развивать инициативность и активность детей и родителей в поиске и использовании фольклорного материала.

Воспитательные:

1.   Пробуждение интереса к традиционной народной культуре.

2. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные,            гражданские и многокультурные черты.

Этапы проекта

1 этап: Подготовительный 4 месяца( сентябрь-  декабрь)

- создание развивающей среды.

- подбор методической и художественной литературы по данной теме.

- подбор музыкальных произведений, стихов, загадок и т д.

- изготовление наглядно-дидактических пособий (демонстрационного материала, пособий   для подвижных игр).

- разработка сценариев праздников совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.

-пошив национальных костюмов и плетение лаптей.

- пополнение развивающей среды через создание мини-музея.

- подбор анкеты для родителей.

2 этап: Основной7 месяцев( январь-  июль)

- совместная деятельность воспитателя, детей и родителей (проведение календарно-обрядовых праздников).

- выставки к празднику «Пасха», «Масленица».

- встреча с народным   ансамблем «Сударушка».

3 этап: Заключительный 1 месяц (август)

- проведение итогового праздника «Наливные яблочки»

- анкетирование родителей.

- подготовка презентации по теме: «Календарно-обрядовый фольклор коми-пермяков».

-проведение родительского собрания «О наследии предков-детям через праздник».

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственный

 

П о д г о т о в и т е л ь н ы й

- создание развивающей среды.

сентябрь -декабрь

воспитатели

 

- подбор методической и художественной литературы по данной теме.

воспитатели

 

- подбор музыкальных произведений, стихов, загадок и т д.

сентябрь -декабрь

воспитатели

 

- изготовление наглядно-дидактических пособий (демонстрационного материала, пособий   для подвижных игр).

сентябрь -декабрь

воспитатели

 

- разработка сценариев праздников совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.

сентябрь -декабрь

Воспитатели

родители

 

пошив национальных костюмов и плетение лаптей.

сентябрь -декабрь

родители

пополнение развивающей среды через создание мини-музея.

сентябрь -декабрь

воспитатели

родители

- подбор анкеты для родителей

воспитатели

О с н о в н о й

Праздник «Святки» (Рождество, Старый Новый год, Крещение)

с 6 по 19 января

воспитатели

родители

Выступление детей в Доме культуры. на празднике «Кудымкарском району 92 года»

27 февраля

воспитатели

родители

Праздник «Масленицу провожаем – весну встречаем».

Выставка «Кукла – оберег».

с 20 по 26 февраля

воспитатели

родители

Праздник «Светлая пасха».

Выставка «Встречаем Пасху».

16 апреля

воспитатели

родители

Праздник «Троица». На празднике будет организован детский оркестр. Дети будут играть на инструментах  из природного и бросового материалов(сделанных руками родителей).

4 июня

воспитатели

родители

Праздник «Иван Купала».

7 июля

воспитатели

родители

З а к л ю ч и т е л ь н ы й

- проведение итогового праздника «Наливные яблочки»

Выставка «Яблочный спас –яблок припас» (приготовление блюд ,выпечки из яблок)

19 августа

воспитатели

родители

- анкетирование родителей.

- подготовка презентации по теме: «Календарно-обрядовый фольклор коми-пермяков».

30 августа

воспитатели

-проведение родительского собрания «О наследии предков-детям через праздник».

Выставка для родителей «Моё любимое занятие».

30 августа

воспитатели

родители

 

Предполагаемый результат:

  • освоение детьми фольклорного материала, как части традиционной народной  коми-пермяцкой культуры;
  • повышение творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;
  • пополнение развивающей среды через создание мини-музея;
  • позитивное отношение к новым формам проведения работы у родителей по воспитанию интереса к национальной культуре коми-пермяков.

Трансляция проекта:

-Презентация проекта для родителей на родительском собрании.

-Публикация в районной газете «Иньвенский край».

Дальнейшее развитие проекта:

- использование материалов проекта педагогами других ДОУ Кудымкарского района.

Анкета 1 (начало проекта).

Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты, будьте предельно объективны.

  1. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа?
  2. Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольникам в детском саду?
  3. Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре (праздники, устное народное творчество, обычаи и др.)?
  4. Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?

Спасибо за понимание и сотрудничество!

Анкета 2 (итоги проекта).

Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты.  Изменилось ваше мнение или нет.

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа?

2.Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольникам в детском саду?

3.Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре (праздники, устное народное творчество, обычаи и др.)?

4.Из каких источников Вы приобрели эти знания?

5.Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?

Спасибо за понимание и сотрудничество!

Беседа –опросник для детей в начале проекта.

1.В какой деревне ты живёшь? Как она называется?

2.Как называется наша область?

3.Как называется наш край?

4.Кто мы по национальности?

5.Какие ты знаешь народные праздники? Расскажи о них.

Беседа –опросник для детей (итоговая)

1.Какие народные праздники ты любишь больше всего? Почему?

2.Как ты готовишься к праздникам?

3.Как в твоей семье готовятся к праздникам?

Приложение (имеются все сценарии народных праздников).

Библиографический список

1. Федеральный закон № 273-ФЗ 2012

«Об образовании в Российской Федерации».

2.Климов В.В., Чагов Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и                 обычаев.Кудымкар,2005г.

3.Кöвдöмок. Кудымкар,1991.

4.Мальцева Н.А.Играем,учимся,растём. Кудымкар: Коми – Пермяцкое книжное издательство,2008.

5.Мальцева Н.А.,Вилесова Л.Н.Коми – пермяцкий фольклор в детском саду.Кудымкар,2012.

6.НечаеваГ.А. Орсам,челядь. Методические рекомендации.Кудымкар,1990.

7.Нечаева Г.А., Истомина Н.Д. «Коми – пермяцкие и русские народные детские игры». Кудымкар.

8.Отчий дом (Чужанiн).Региональная программа для детей дошкольного возраста.Кудымкар,2007.-44с.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ

от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

 

 
Главная Сценарии непосредственно образовательная деятельность Календарно-обрядовые праздники коми-пермяков
free pokerfree poker

Опрос

Определите Ваши потребности в повышении квалификации
 

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Онлайн курсы

тестовый режим