Наглядно-дидактическое пособие «Вӧрпиэз» |
(«Лесные животные») Авторы: Лунегова Ирина Евгеньевна, воспитатель Жуланова Екатерина Николаевна, воспитатель Организация: Филиал МАОУ «Сервинская ООШ» «Детский сад в д. Тарова»
1. Дидактическое упражнение «Угадай животное» Цель: знакомство с лесными животными коми края, особенностями внешнего вида, названием животных на русском и коми-пермяцком языке, упражнение в произношении коми-пермяцких слов, развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи
2. Дидактическое упражнение «Кто где живет?»
Цель: закрепление названий животных на русском и коми-пермяцком языке, знакомство со средой обитания, названием места проживания животного в лесу на русском и коми-пермяцком языке, упражнение в произношении фразы и простого предложения на коми-пермяцком языке («Кӧин гу – логово», «Ош гу – берлога»), развитие памяти, внимания, слухового восприятия.
3. Дидактическое упражнение «Кто что делает?»
Цель: знакомство с повадками животных, характерными особенностями поведения, упражнение в составлении простых предложений, состоящих из существительных и глаголов на русском языке, в произношении слов и предложений на коми-пермяцком языке, обучение переводу коми-пермяцких слов и фраз на русский язык и наоборот, развитие образного мышления, слуховой памяти, звуковой культуры речи.
4. Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Цель: знакомить с характерными признаками внешнего вида, повадками и характером поведения животных, учить подбирать определения – прилагательные к существительным, правильно сочетать в именительном падеже, познакомить с простыми прилагательными на коми-пермяцком языке, упражнять в произношении коми слов и фраз, в переводе слов с коми-пермяцкого языка на русский и наоборот, развивать образное мышление.
5. Дидактическая игра «Назови детеныша»
Цель: познакомить с названием детенышей животных, их внешним видом, дать представление о том, как животные заботятся о своем потомстве, особенностях добывания пищи в дикой природе. Познакомить с названием детенышей животных на коми-пермяцком языке, упражнять в произношении коми-пермяцких слов и фраз, в переводе слов с коми-пермяцкого языка на русский и наоборот, развивать память, связную речь (умение составлять описательный рассказ).
6. Дидактическое задание «Составь рассказ по схеме»
Цель: учить составлять по схеме рассказ из простых предложений на русском и коми-пермяцком языке, закрепить коми-пермяцкие слова, умение составлять из них словосочетания и простые предложения, развивать связную речь, выразительность, обогащать словарь, обобщить знания о диких животных коми края.
Методические рекомендации к наглядно-дидактическому электронному пособию по ознакомлению дошкольников с родным краем и обучению коми-пермяцкому языку «Вöрпиэз» («Лесные животные») Пояснительная записка Применение различных средств наглядности активизирует детей, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время, а использование дидактических пособий нового поколения (включение в воспитательно-образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов) является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования и позволяет успешно решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию воспитанников и включить их в активную познавательную деятельность. Наглядно-дидактическое электронное пособие «Вöрпиэз» («Лесные животные») как средство систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о животных родного края и обучения их коми-пермяцкому языку. Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа, одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Пособие «Вöрпиэз» («Лесные животные») направлено на воспитание познавательных интересов, любви к родному края и уважению к языку своего народа. Ключевые слова: коми-пермяцкий язык, развитие речи, животные родного края, современный подход в воспитании и обучении. Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению небольшого рассказа из простых несложных предложений о животном на коми-пермяцком языке.
Задачи: 1.Учить детей произносить на коми-пермяцком языке на слова существительные, прилагательные, глаголы, обозначающие названия животных и их детенышей, места его обитания, описание их внешнего вида, действия и движения; 2. Учить составлять фразы и простые предложения на коми-пермяцком языке; 3. Учить составлять по схеме небольшой рассказ из простых несложных предложений о животном на коми-пермяцком языке; 4. Закреплять представления детей о животных родного края, их повадках, внешнем виде и месте обитания; 5. Развивать речь, память, внимание, образное мышление; 6. Воспитывать интерес к родному языку и природе родного края, заботливое отношение к животным нашего леса. Рекомендации к использованию пособия Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Пособие «Вöрпиэз» («Лесные животные») представляет собой мультимедийную презентацию, которая представлена в виде дидактических заданий (игровых упражнений), которые дети выполняют в ходе беседы и просмотра слайдов презентации. Слайды содержат красочные картинки, доступные для детей дошкольного возраста, текстовый материал (слова и фразы на русском и коми-пермяцком языке). Дидактический материал может использоваться по одному или нескольким слайдам (на начальном этапе обучения), так и целиком – на итоговом занятии. Пособие можно применять на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. В целях повышения эффективности обучения дидактические упражнения презентации желательно интегрировать с игровыми заданиями разных образовательных областей по данной теме (физминутки, динамические паузы, подвижные игры, музыку, рисование, логические игры, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, сказки и другое). Пособие можно распечатать и работать по картинкам индивидуально или подгруппами. Материал служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.
|