Формирование этнокультурной компетентности дошкольников через призму внедрения парциальных программ

Печать
26.04.2021 18:39

22 апреля 2021 г. прошёл обучающий семинар по теме «Формирование этнокультурной компетентности   дошкольников  в условиях современного детского сада». В работе семинара приняли участие  специалисты отделов образования, заведующие, педагоги дошкольных учреждений.  Общее количество участников составило  более 45 человек.

 

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Татьяна Николаевна Меркушева, к.филол.н., заместитель директора Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования. Она отметила, что в условиях мозаики культур, ценности должны рассматриваться с учетом уникальности национальной культуры, опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи новому поколению этнокультурного наследия, возрождения национального характера.

 

Елена Михайловна Фадеева, доцент Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования, озвучила, что за последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности: в законе «Об образовании в РФ»; в  федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития ребенка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования уже на уровне дошкольного возраста. Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

 

 

Елена Михайловна с позиции автора парциальной программы «Путешествие в мир математики» рассказала об особенностях программы для детей дошкольного возраста и обязательных  требованиях к написанию и структуре программы.

 

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Своим опытом работы по формированию этнокультурной компетентности  у детей дошкольного возраста поделились педагоги МБДОУ № 19 «Родничок» г. Кудымкара.  Марина Васильевна Вилесова представила опыт работы по составлению и реализации парциальной программы по физическому развитию «По следам Кудым-Оша». Маргарита Ивановна Дерябина рассказала о реализуемой парциальной программе для дошкольников «Музей с колыбели». Галина Васильевна Исыпова, МБДОУ «Косинский детский сад», представила краеведческое направление «Люби и знай свой край». В рамках данного направления  дети проектируют туристические тропы. Взаимодействуя с семьей, Галина Васильевна вызывает интерес у родителей, повышает мотивацию к изучению родного коми-пермяцкого языка в детском саду.

 

Светлана Владимировна Тотьмянина, доцент Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования, отметила необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе, т.к. дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину.

 

Педагоги активно включились в обсуждение вопросов, связанных с этнокультурной составляющей в детском саду. В ходе семинара были обозначены перспективы дальнейшего сотрудничества  дошкольных учреждений  с институтом в целях совершенствования и популяризации изучения родного коми-пермяцкого языка.

 

 

Светлана Тотьмянина, старший методист